Больше рецензий

12 января 2024 г. 21:03

27

4.5

«Гений Караваджо поистине неукротим.»

Итальянский историк искусства посвятил свою работу творчеству Микеланджело Меризи, известного всему миру как Караваджо. Строк, посвященных непосредственно биографии художника, в книге мало, она сосредоточена именно на вехах творчества. Поэтому мне трудно писать отзыв - о картинах надо не читать, их надо видеть.
Караваджо пишет на традиционные - религиозные, мифологические, бытовые - сюжеты, но привносит в темы толику провокации. Его Вакх приглашает прилечь рядом, в ангелах сочетаются мужское и женское начало, его Иоанн Креститель «на грани земного и небесного.» Что натурщицами для «Кающейся Магдалины» или «Смерти Марии» послужили известные римские проститутки, тоже вызов. Творческому языку Караваджо присущи темный фон, «минимализм в плане сценографии», глубокий реализм.
Решительность, дерзость, буйство, взрывоопасность были в характере художника, желающего обессмертить свое имя. Караваджо приобрел известность, выполнял официальные заказы, но ему этого мало.
Цитата:
«У ван Мандера мы читаем следующее: "Он не может творить постоянно, но, проработав пару недель, берет в руки шпагу и в сопровождении слуги уходит в загул, так что его днем с огнем не сыскать - переходит от одного игорного дома к другому, скандалит, затевает драки.»
Живописцу покровительствовали влиятельные люди, и до поры до времени ему многое сходило с рук. Один из последних шедевров мастера - «Давид и Голиаф» - покаяние уставшего Караваджо, он готов молить о прощении. Смерть при не до конца выясненных обстоятельствах не позволила ему вернуться в Вечный город, но искусство даровало жизнь вечную.