Больше рецензий

12 января 2024 г. 19:27

419

4

В своих поздних повестях Толстой окончательно сформулировал для себя не только в чем состоит его вера, но и привел к закономерным выводам свои нравственные и социальные искания.
Существует его послесловие к "Крейцеровой сонате" - ответы на многочисленные письма читателей.
"... - во-первых, то, что в нашем обществе сложилось твердое, общее всем сословиям и поддерживаемое ложной наукой убеждение в том, что половое общение есть дело необходимое для здоровья и что так как женитьба есть дело не всегда возможное, то и половое общение вне брака, не обязывающее мужчину ни к чему, кроме денежной платы, есть дело совершенно естественное и потому долженствующее быть поощряемым.
Надо... понимать, что вступление в такое половое общение, при котором люди или освобождают себя от возможных последствий его – детей, или сваливают всю тяжесть этих последствий на женщину, или предупреждают возможность рождения детей, – что такое половое общение есть преступление самого простого требования нравственности, есть подлость, и что потому холостым людям, не хотящим жить подло, надо не делать этого..."
Т.е. люди настолько духовны по сути, что половая жизнь должна осуществляться только в случае духовной близости и с целью рождения детей. Контрацепция же, стало быть, ужасный грех, по Толстому, сродни убийству.
"... - надо, чтобы изменился взгляд на плотскую любовь, чтобы мужчины и женщины воспитывались бы в семьях и общественным мнением так, чтобы они и до и после женитьбы не смотрели на влюбление и связанную с ним плотскую любовь как на поэтическое и возвышенное состояние, как на это смотрят теперь, а как на унизительное для человека животное состояние...".
Унизительное животное состояние... Ну, тут итак все понятно.
" Нехорошо употреблять средства против рождения детей, во-первых, потому, что это освобождает людей от забот и трудов о детях, служащих искуплением плотской любви, а во-вторых, потому, что это нечто весьма близкое к самому противному человеческой совести действию – убийству. И нехорошо невоздержание во время беременности и кормления..."
Т.е. плотские отношения даже в супружестве- грех, и его искупляет только появление детей, а вообще-то лучше всего постоянное воздержание с обеих сторон.
Причем лженаукой названа медицина!
"...достижение цели соединения в браке или вне брака с предметом любви, как бы оно ни было опоэтизировано, есть цель, недостойная человека..." - т.к. " от этого лучшие силы людей тратятся не только на непроизводительную, но на вредную работу...". - недостойно человека - даже женитьба по любви недостойна!..
Ну что же, зря я, доверяя великому мыслителю, искала глубокий смысл в его "Крейцеровой сонате" - он рассуждает, что и мужчины, и женщины должны быть "чисты" до брака, а после держать себя в строгости. Я же думала, что, будь женщины свободнее, как 100 лет спустя, имея право на образование, работу по душе, выбор супруга и развод - и проблемы решить было бы куда проще. Потому что я уверена, я знаю, что в людях сильно животное начало, а налет цивилизации очень тонок; что запреты, религиозные , в частности, имеют обратный эффект; что, наконец, в людях много зла и оно естественно, тут я согласна с великим У. Голдингом.
Для Толстого женщина, поскольку она есть соблазн для мужчины - дьявол. Это так и в "Отце Сергии", и в "Крейцеровой сонате" и, уж куда яснее, в повести "Дьявол". А плотских желаний у нее и быть не должно, да и противиться слабостям она не в состоянии, что уж с нее взять - речь у Толстого идет только о мужчинах, спасении их души.
Автор дает следующие советы: здоровое питание без мяса, здоровый труд - но не гимнастика, а в поле, мужицкий, служение Богу, отечеству, человечеству... Вот как его любимый Левин в "Анне Карениной". И женщины в конце " Войны и мира" тоже честно выполняют свое предназначение - и Наташа Ростова, и Марья - а это - рождение детей.

Вот, думаю я, почему так велик интерес именно к Достоевскому во всем мире- его герои порочны, но похожи на нас, и их пороки и борьба с ними - вечны.
Толстой же пытался в конце жизни сковать человека цепями морали и нравственности настолько, что это было нереально и не полезно, это был некий тупик. Таково мое мнение.

Комментарии


Левин?


Исправила, спасибо.


а что не так ?