Больше рецензий

12 января 2024 г. 07:19

96

5 12 рукописей= 12 библиотек= 12 глав= 12 рассказов, богато иллюстрированных фотографиями рукописей.

Автор книги путешествовал по миру, чтобы увидеть, подержать в руках, изучить оригиналы самых значимых средневековых рукописей мира. Которые хранятся в разных и очень интересных библиотеках Англии, Ирландии, Америки, России, Франции, Нидерландов и т.д. 12 рукописей= 12 библиотек= 12 глав= 12 рассказов, богато иллюстрированных фотографиями рукописей. Сильно порадовало, что без России не обошлось:) Рассказ о библиотеке в Петербурге был интересен и трогателен. Правда, повествование шло не о русской летописи, а о французском манускрипте. И всё же.


Автор очень тщательно готовился к своей работе. Прежде, чем поехать в новую библиотеку и запросить оригинал манускрипта, он изучал старинную рукопись по всем доступным ему материалам. Затем автор очень внимательно отнёсся к тому, какие существуют правила в каждой из библиотек, которые он посетил, и этими знаниями, плюс своим практическим опытом поделился в книге. Например, в каких-то библиотеках выдают рукописи вместе с подставками  и перчатками, разрешают для своих записей использовать только карандаш, в каких-то библиотеках правила менее строгие, в других сотрудник библиотеки будет сам переворачивать страницы и не разрешит делать фотографии, в какую-то библиотеку без особых рекомендаций вообще не пустят. При этом автор рекомендует начать всем интересующимся старинными книгами начинать с изучения библиотек родного города, а потом, когда вы станете более компетентны,  продвигаться к более знаменитым с отделами редких книг. Причём автор сожалеет, что не посетил ещё множество интересных библиотек и оставляет это на будущее.

Описывая увиденные средневековые рукописи, он указывает подробно не только "внешние данные": качество бумаги, количество сохранившихся и потерянных страниц, размер шрифта, способ переплёта, какой текст, какие иллюстрации, указывает особенности миниатюр, повреждений на страницах, помарок, но и историю манускрипта и его владельцев, а ещё и историю своего "похода" в каждую из библиотек, её особенности, особенности хранения конкретной рукописи.

Для чтения этой книги нужно обладать хорошими знаниями истории Европы, иначе потонешь в пучине имён, названий, дат, событий. Умберто Эко наверняка был бы счастлив при чтении этой книги, и уж он-то понял и оценил бы всё в ней.

Увидеть своими глазами те манускрипты, о которых написал автор, невозможно даже большинству учёных, не говоря уже о нас, обывателях. Тем и ценна данная книга, что только с её помощью мы можем очень близко познакомиться с несколькими самыми старыми и ценными средневековыми манускриптами.

Для сохранности старинных книг выдерживаются особые условия, поэтому то, что автор имел возможность качественно сфотографировать некоторые страницы рукописей и показал их нам- тоже очень ценно.

Я не владею таким набором знаний, чтобы понять в полной мере всю ту информацию, которой так щедро делился автор. Многое осталось за гранью моего понимания и памяти. И всё же было интересно. Что-то в голове осталось. Хотя бы общее понимание, как создавались, дарились, хранились, передавались и использовались манускрипты, вся эта атмосфера вокруг них.

Немножко подробнее о некоторых главах книги:

Амиатинский кодекс (от названия горы Амиата в Италии). Понравилось описание того, как автор добивался разрешения на допуск к средневековой книге (7-8 вв.), а в результате его оставили наедине с книгой, даже без строгого надсмотра. А размером книга была с чемодан! И это ещё не самая большая книга!

Сильно меня удивило, что некоторые миниатюры напоминают нашу иконопись (то, как нарисованы лица, глаза, волосы, нимб, складки одежды).
Впечатлили и сведения о том, что для изготовления 1030 страниц "Амиатинского кодекса" было убито 515 телят. Это одна книга! А сколько времени ушло на написание текста, на создание миниатюр, а потом переплёта книги! Неудивительно, что книги прикрепляли цепями к стенам и шкафам библиотек.

Впечатлила и история того, как тонкие листы рукописной книги колыхались как крылья бабочки от вибраций воздуха, которые возникли во время пения множества людей в каменном храме. Красиво, да?

Очень красивой оказалась и "Келлская книга" конца 8 века, которая является национальным памятником культуры Ирландии. Из неё, например, были взяты образцы рисунков для дизайна денег.

"Келлская книга"- это рукопись  четырёх Евангелий: от Марка, Матфея, Луки и Иоанна, выполненная в 8 веке, украденная в начале 11 века, а затем ещё раз спустя 800 лет, и хранящаяся сейчас в библиотеке, построенной в 18 веке. Называется "Келлской" по названию города "Келлс".

Мне очень понравилась мысль автора книги, мол, если бы Вавилонская библиотека Борхеса существовала на самом деле, то она выглядела бы как библиотека Тринити- колледжа в Дублине. Это очень величественное сооружение, судя по фотографиям в книге (думаю, мало кто видел её своими глазами).

По всему Дублину расставлены указатели, ведущие к "Келлской книге", вернее, к "Сокровищнице", где её демонстрируют для посетителей.

Узоры "Келлской книги" похожи на калейдоскоп:) Это очень красиво. Одну страницу можно рассматривать и изучать часами.

Вот чего я не ожидала в книге о средневековых рукописях, так столкнуться с Джойсом. Оказывается, он был знатоком "Келлской книги" и в "Поминках по Финнегану" что-то из неё цитировал. Мне же, честно говоря, больше интересен был не текст, а оформление рукописной книги, её шрифт, роспись букв, её миниатюры, её витиеватость и калейдоскопичность. Очень красивая книга. С неё, кстати, художники долго делали копии и выставляли с разными идеями на выставках. В конце 19- начале 20 вв. это уже запретили.

Самая интересная для меня, 3-я глава, глава о "Келлской книге" закончилась как раз разговором о Джойсе. Даже и не знаешь, где тебе пригодятся знания о ком-то или о чём-то, вроде никак не связанном между собой.

В  другой главе автор посещал Нидерланды и с юмором описывал своё посещение библиотеки ради нового изучения редкого фолианта. Прослышав о том, что средневековую книгу ради кого-то выложили в читальный зал, аспиранты и другие читатели попросили постоять у счастливчика за спиной и тоже посмотреть на книгу:) Очень это приятно было читать. Тем более, что подробное описание манускрипта из-за моего плохого образования я не осваивала, запоминала только что-то знакомое и более мне понятное.
Забавно было читать про эмоции автора ("Трудно было не испытывать приступ тщеславия"), когда он листал манускрипты, созданные 1000 лет назад. Это разбавляло серьёзность и скрупулёзность повествования.

А ещё мне понравилась фраза
"Это обнадёживающе старомодно":)
Потому что современный век слишком часто оставляет по себе впечатление холодного и рассудочного, а тут вдруг встречается человек, которому тепло от старых традиций, правил библиотек, их оформления,  сохранения старых рукописей.

Интересна была и глава с рассказом о покупке старинных книг и даже страниц на аукционах, как люди хитрят, чтобы завладеть подобными сокровищами.

Понравилась мысль автора, что даже при недоступности большинства редких манускриптов изучение одной-единственной страницы оригинала менее ценной рукописи даст очень много знаний и впечатлений. Автор призывает изучать манускрипты всем, кому интересна история средних веков, тем более, что, как ни удивительно, сохранилось подобных рукописей достаточно много.

В общем, и книга, и сам автор книги меня впечатлили настолько, что хочется всё перечитать и пересмотреть заново:) А это занимает немало времени. Я читала эл. вариант, выданный на Литресе на 14 дней и мне пришлось торопиться, чтобы уложиться в срок. Но книга того стоит.

Комментарии


"Поминках по Филлигану"

Финнегану


О, спасибо огромное! Что значит, я не читала и не заметила за собой ошибки. Сейчас исправлю.