Больше рецензий

10 января 2024 г. 13:27

207

3.5 История одной женщины в декорациях постапокалипсиса

Книга от “Дома историй” с совершенно потрясающей, на мой взгляд, обложкой. Несколько месяцев я показывала этого кита всем подряд, пока, наконец, не решилась посмотреть, что же он скрывает.

По описанию я ждала постапокалипсис в духе “Дороги” Кормака Маккарти, но, увы, Кейт Сойер – не Маккарти. Как и в “Дороге”, мы не знаем, какая именно беда поразила землю. Но если у Маккарти это выглядит органично, потому что его роман не о катастрофе, а о людях, то Сойер слишком сильно заносит в подробности, чтобы мы не обращали внимания на причины.

Например, мы знаем, что еда и вода в новом мире не отравлены, можно заниматься земледелием. И тут же нам расскажут о человеке, который умирает от кучки пепла в углу бункера. Слишком много сказано для изящного постапокалипсиса в духе Маккарти. При этом Сойер явно оппонирует Маккарти: его роман о тех, кто бесконечно идет в новом мире, а ее – о тех, кто никуда не пошел.

Но мир не так уж и важен, потому что роман только маскируется под постапокалипсис. На самом деле это женский роман о поиске себя – описание предыдущей жизни Рут занимает больше половины книги. Сначала роман обладает классическим обаянием любого выживастика: интересно, как герои наладят быт, как преодолеют болезни, как будут развиваться их отношения. Но потом бывший мир забирает себе все внимание, и тут появляются вопросы.

В прошлом Рут – классическая миллениалка, которая так и не поняла, кем хочет стать, когда вырастет. У нее тягостные отношения с мужчиной и целый ворох личностных проблем. Мужчина озабочен экологией: честно сортирует мусор, летает на самолётах только по работе, ездит везде на велосипеде, вовлечён в новости и политику. Еще он принимает за Рут все решения, от планов на выходные до заказа в ресторане. Описан он мерзко, и сочувствия к нему мало, но я не понимаю, зачем автору понадобилось противопоставлять его активную позицию аполитичности Рут.
Женщина, которой плевать на мир, выживает, а человек, сделавший со своей стороны все, погибает. Свою мысль автор озвучивает: неважно, следишь ты за новостями или нет – если случится катастрофа, это тебе не поможет. Но у меня другой вывод: если равнодушные наследуют мир, значит, все повторится.

Второй посыл книги еще неприятнее: героиня, в прошлой жизни не хотевшая детей, находит себя в материнстве, а все философские вопросы сами собой отпадают, потому что не до философии, когда пашешь по 16 часов в сутки, чтобы выжить и вырастить детей. То есть мы получаем прекрасную мысль в духе белорусских чиновников: головы у современных женщин забиты всякой дрянью, а вот если бы они работали весь день до упаду, да ещё и детишек нарожали, то вся эта дрянь из головы бы мигом вылетела. Я даже полезла проверять, точно ли автор – женщина.

Но у “Остова” есть и немало плюсов. Во-первых, тут очень живые и яркие герои, им веришь – выше я возмущаюсь именно от того, что поверила в эту историю. Во-вторых, в книгу здорово вплетены киты как постоянный символ надежды. В-третьих, это очень трогательная притча о вечном торжестве жизни.

Это такая история, которая не требует многого от читателя, но при этом “заставляет задуматься”, как бы ни ужасен был этот штамп. С ней можно спорить и представлять свою собственную жизнь после конца света (вы так делаете? Я частенько, в моей версии я куда-то бесконечно еду на велосипеде), или соглашаться и радоваться вместе с героиней, но она вряд ли оставит равнодушным.

Мой телеграм