Больше рецензий

1 августа 2014 г. 16:14

5K

2.5

В этом тексте не будет ничего от отзыва или рецензии, потому что всё, что можно было сказать, уже давно сказано. Растаскивать книжку на цитаты и тыкать в них пальцем с криком: "Посмотрите, как жалко!" тоже не буду, и это всё сделали, да и незачем бить лежачего. Просто порассуждаю здесь о том, почему книга стала популярной и до сих пор ещё отголосками это бешенство отзывается.

Стефани Майер в "Сумерках" выступает писательницей не просто посредственной. Это даже не уровень фанфика, если бы можно бы было написать фанфик на собственные фантазии. Тем не менее, резонанс с читательской аудиторией огромен. Почему? Всё очень просто. Тот, кто её заметил и решил "продать" — гений. Сама Майер от гениальности так же далека, как от огурец от синхрофазотрона. Впрочем, она сумела сделать два дела. Первое: сохранить до среднего возраста состояние и психологию подростка в своих девичьих фантазиях. Второе: более-менее связно оформить эту фантазию в графоманскую историю с началом, серединой, концом и каким-никаким сюжетом. Про художественные достоинства, язык и прочее давайте умолчим. История читабельна, её можно понять, написана до примитивности просто, но так и должно быть, всё на месте. Тут главное было довести до конца эту историю, а не заглохнуть где-то на самом разливе своих полуэротических фантазий.

А вот гений, точно рассчитавший, что Майер зарезонирует с огромной аудиторией, — действительно молодец. В самом деле, надо было рискнуть, чтобы "выстрелить" именно в эту огромную серую массу "никакух". Ведь как раз именно они очень трудно поддаются анализу с точки зрения книжного рынка, на то они и никакухи. Сколько их? Чем они живут? Что читают? Будут ли покупать? Неизвестность. Гений маркетинга рискнул и попал в яблочко. Миллионы таких серых никакушек бороздят просторы нашей вселенной. Могут ли они себя узнать в ярких и необычных героинях янг-эдалта? Да они рады бы были, мечтали бы, но в глубине души понимают, что их пустышность ни в какое сравнение не идёт с этими персонажами. Что за душой у никакух? Ни увлечений, ни талантов, ни хобби, ни способностей к учёбе, ни внешности — все средненькое, серенькое. Две-три прочитанных книжки полегче, музыка из разряда "слушают все", соцсети и общение с семьёй, зачастую такой же серенькой, как и они сами. Никто не обращает внимания на этих "статистов", которым хочется, но не можется быть теми самыми яркими, красивыми, умными, необычными. И тут появляется героиня Майер, как раз такая никакуха. Да это ж я, да это ж я! И на эту никакуху с небес сваливается рояль, из него вылезает прекрасный принц, да ещё и такой-сякой бессмертный, необычный, прекрасный, всё супер. И любит её непонятно за что...

Тут, конечно, вопрос хитрый. Любовь ведь такая штука, что спрашивать её "за что" — просто глупо. Не руководствуется она логическими фактами, можно и в никакуху влюбиться. Другое дело, что подросткам как раз зачастую кажется, что влюбляются именно за что-то. Даже вампир Эдвард якобы клюнул на какой-то там мифический прекрасный запах вкусной еды. Офигеть объясненьице, если вдуматься. Но тут сама фишка именно в проецировании. Сидит себе серенькая никакушка и думает о том, что никому она такая не нужна... Но ведь Беллу Свон за что-то полюбили! Может, и во мне скрытые таланты? Тем более, что она вылитая я... И немудрено. Белла Свон — такая серая полузаготовка человека и персонажа, что подойдёт по ноге почти каждому второму, только будь готов примерить на себя. Слишком схематична.

Вот он, секрет успеха. Максимальная примеряемость на себя, обратный эффект Макса Фрая. Дальше ведь всё катится по давно исхоженной дорожке любовного романа, только в смягчённой адаптации для подростков. Какая-то высосанная из пальца проблема, её решение, прекрасный принц не может быть вместе с дамой, но всё в конце концов разрешается. Даже свадьба маячит вот тут где-то рядом. Но если в любовных романах ты никак не можешь себя поставить на место огневолосой жгучей остроумицы с лукавой улыбкой, то на место неловкой скучнющей девчонки, которая целыми днями слоупочит и думает о ерунде, себя поставить проще простого. Даже ещё и в пользу читателя сравнение-то выйдет, а значит прекрасный вампир сто пудов обеспечен, осталось только ждать.

Дальше — проблема. Попробую объяснить повнятнее. Вчитайтесь, как себя ведёт Белла. Вчитались? Правильно, как капризная дура. Ей-то вампиры и счастье подают на тарелочке с белой каёмочкой, а все трудности за неё решают другие персонажи, она же их только создаёт. Но на то она и персонаж романа-фантазии, в реальной жизни получила бы она по щам за хамство, дурное поведение и особенно за эту ставшую модной линию поведения, которую лично я называю "шизофреническая говножертвенность". Поясняю, что это. Человек сам себе в голове придумывает какую-то проблему, которой на самой деле не существует. Ну, может ему жить скучно, может он дурак, может, он истерик и любит скандалы на пустом месте, причин много — и женщин, которые высасывают проблемы из пальца, ещё больше. Так вот, придумал человек проблему и тут же по-дурацки приносит себя в жертву, чтобы эту проблему решить, не считаясь с другими. И смотрите теперь, какой он молодец, в жертву себя ради семьи, друзей, отношений принёс, ух! Это так в его мечтах. На деле же мало того, что эта жертва никому не нужна, зачастую она только портит всё общее дело, не даёт решить проблему по-нормальному (если проблема есть) или остаётся незамеченной (если проблемы нет). Человек же надувает губки и подсознательно требует одобрения за свою никому не нужную жертвенность. За примерами далеко ходить не надо: от первой и до последней страницы "Сумерки" пронизаны этой самой шизофренической говножертвенностью. Ой, у моей мамы новый муж, я им мешаю, уеду в жопу мира страдать под дождём с отцом, который меня не понимает. Ну пожалейте меня! Как это я не мешаю маме? Ещё как мешаю, я же поехала страдать в деревню, в глушь, в Саратов, а ну восторгайтесь мной по этому поводу. Логично предположить, что в главном конфликте такая мерзопакостно ведущая себя героиня обязательно крикнет что-нибудь вроде: "Всё из-за меня" и сделает ситуацию ещё хуже, решив всё уладить собственными силами. Другое дело, что улаживать она ничего не умеет, может только делать хуже. В общем-то, весь конфликт романа на этой её дурости и построен.

Кстати, почему именно "шизофреническая" — шизофреники в своих галлюцинаторных фантазиях очень часто специфически воплощают недовольство от собственной беспомощности. Видя, что семье с ними приходится тяжело, они могут, например, придумать какой-то обряд, где надо травмировать себя, чтобы с их семьёй всё было хорошо. Типа спасти их от великой опасности, например, от демонов, откупиться от них собственной кровью. Тогда шизофреники чувствуют, что тоже внесли лепту в общее дело: семья страдает, чтобы их вылечить, они страдают, чтобы их спасти, размазывая кровь из порезанных вен по всей комнате. Но, как вы понимаете, семье от этого лучше не становится, только руки лишний раз шизофренику связывать, лекарство колоть и кровь отмывать.

Возвращаюсь к тому, что я называю проблемой. Представьте, что всю эту линию поведения главной героини примеряет на себя девочка-подросток, у которой личность и характер гибки и подвижны. Ага, говорит она. Так вот как надо! Надо вести себя вот так тупо, а остальные будут тебя жалеть, любить, носить на руках, слушать твоё хамство, исполнять твои капризы и восторгаться. И в книжке ведь действительно так. Хочу стать вампиром и топ каблучком. Хочу это — и баста. Вам так лучше, потому что я так решила. И всё тут, переговоры бесполезны. Примерит подросток такое поведение на себя... Да так и оставит. И вырастет в тупую курочку с огромным самомнением и чувством, что все должны перед ней бегать на задних лапках.

Я сейчас не говорю, что книжка всем этим чертовски плоха. Она посредственна, легка, за один вечер прогнать можно. Беда в том, что позиционируется она именно как вещь для подростков, которые склонны примерять на себя образцы поведения главных героев. И будут они капризно дуть губки и ждать прекрасного принца, что брульянтами сверкает на солнце и носит её на руках. Ведь в книге же такое поведение вознаграждалось, значит, по их логике и у них должно всё быть тип-топ... Так что читать книжку вполне можно, не такая уж она и фу, но только в том возрасте, когда в голове уже всё устоялось. Тогда это прочитается просто как ещё одна немного однобокая чья-то любовная фантазия.

Заметки о читаемом в телеграме

1 2 3

Комментарии


Всё правильно, но думаю, что "никакухи" и без этой книги вырастут в тупых курочек, если уж у них есть такая склонность... Вряд ли они вообще будут делать критический анализ. Примерять на себя линию поведения они наверняка начали еще со сказок Братьев Гримм, откуда можно понабраться "плохого" с таким же успехом. Учитывая, что каждый видит лишь, то что ему хочется и делает выводы в "меру своей испорченности".


Ого, внушительно)))


Максимальная примеряемость на себя, обратный эффект Макса Фрая.

Можно уточнить этот момент. Из этого следует, что герои Фрая непримеряемы на себя или это просто для контраста? Если так, то почему? Интерес чисто академический)


У Фрая герои примеряемы на себя, но совсем по-другому — они не те, кем являются читатели, а те, кем они страстно мечтали бы быть или (даже скорее) казаться.


Аж стало интересно ваше мнение по поводу фраевских книг. Пошуршу в ваших рецензиях)


Я на Фрая не писала ничего.


Жаль. А если в двух словах?


Двумя словами не отделаться. Когда-нибудь напишу развёрнуто, как будет время и желание перечитать.


Вы полностью выразили мою точку зрения относительно этих книг, спасибо вам за это, я бы так не смогла)
*аплодисменты*


Полностью согласна с предыдущем оратором))
*также начинаю аплодировать"


Ни увлечений, ни талантов, ни хобби, ни способностей к учёбе, ни внешности — все средненькое, серенькое.

А такие люди существуют? Ну не может же человек вообще быть никаким во всем? Чем-то он все же должен по жизни заниматься?
Книгу не читала, язык пугает, да и любовных романов опасаюсь. Фильм пришлось выглючить на фразе про овечку. Но неужели там все так разрущающе подростковую психику? Несбывшееся фантазии, да, к тому же, плохо написанные. И зачем обязательно примерять на себя героев? Можно же просто наблюдать и сопереживать.


Существуют.


По-внимательней посмотрите. Таких масса.

Чем-то он все же должен по жизни заниматься?

И занимаются - работа - дом, работа - дом. Пожрать, поспать, телевизор, соцсети. Они даже фильмы смотрят не по интересам, а то, что модно и смотрят все.

И зачем обязательно примерять на себя героев?


Ну а как иначе, если сам по себе ничего не представляешь, а очень хочется. А тут такая же курица и у неё всё распрекрасно.


И занимаются - работа - дом, работа - дом. Пожрать, поспать, телевизор, соцсети. Они даже фильмы смотрят не по интересам, а то, что модно и смотрят все.

Поверьте, есть и такие, кто и этим не занимается. Ну, кроме поспать и поесть, но без этого просто не просуществуешь, жёсткая необходимость. :))


Конечно верю. Я сама из тех, у кого кроме дома и работы масса увлечений и занятий. И куча любопытства. И разве я утверждала, что таких нет? Это был ответ конкретно на вот этот вопрос: "А такие люди существуют? Ну не может же человек вообще быть никаким во всем? Чем-то он все же должен по жизни заниматься?" С чего вы начали меня убеждать в том, чего я и так не отрицаю?


По-моему, вы ответили на чей-то другой коммент, не на мой. Я же говорила о тех людях, которые НИЧЕМ НЕ интересуются в жизни вообще. У вас есть дом, работа, масса увлечений, а значит вы уже не подпадаете под ту категорию людей.
Был вопрос: "Ну не может же человек вообще быть никаким во всем?". Вот я и ответила: "Может, и ещё как!".
А убеждать я никого и не собиралась. :))


Не на ваш? О'кей, давайте разберемся. Вы отвечаете мне на мой комментарий с моей цитатой следующее:

Поверьте, есть и такие, кто и этим не занимается. Ну, кроме поспать и поесть, но без этого просто не просуществуешь, жёсткая необходимость. :))


А теперь вы утверждаете:

Был вопрос: "Ну не может же человек вообще быть никаким во всем?". Вот я и ответила: "Может, и ещё как!".


Вы мне отвечали или человеку, кто задал вопрос про "не может быть"?)
Но в общем да, я вас не правильно поняла. Простите).


Но в общем да, я вас не правильно поняла. Простите)

Ёрничать необязательно. Мы явно не так поняли друг друга и запутались. И такое бывает. Это не повод лезть в бутылку, вы уж извините.


Не ёрничала. Виновата. Признала. Ещё раз извиняюсь.


И зачем обязательно примерять на себя героев?

Затем, что так делает каждый читатель. Этим, кстати, хороши книги, где основных героев много (тот же Фрай, Мартин, тот же Драгонлэнс - есть из чего выбрать). Это происходит автоматически у большинства людей - иначе невозможно сопереживать. Прочитать историю, воспринять информацию - можно. Сопереживать - нет.

А такие люди существуют? Ну не может же человек вообще быть никаким во всем? Чем-то он все же должен по жизни заниматься?

Таких людей много больше, чем кажется. Современная жизнь пока ещё не дала человеку 100% свободного выбора. У этих людей очень простая схема, написанная за много поколений до них: школа, институт, работа, семья, если повезёт - такой же серенький супруг, дети, внуки. Они занимаются тем, чем принято заниматься - работой, встречами с такими же, как они, приятелями. Пиво по пятницам, телевизор по выходным - это как раз они. Если же рассматривать только подростков этого вида людей - то у них действительно нет своих интересов, зато обычно есть яркая подруга/друг, к которым эти никакухи инстинктивно тянутся и подлизываются с бессознательным желанием получить кусочек лучезарности своего кумира.

Но неужели там все так разрущающе подростковую психику?

Как и всё, что способствует эскапизму. Честно говоря, порой закрадываются мысли запрещать подросткам читать художественную литературу. Только после окончательного созревания мозга. А то многие имеют свойство лет в 13-15 влюбиться в прекрасного сияющего принца, начать его ждать - да так и застрять в этом состоянии лет до тридцати. А там - разочарование, тоска, депрессия и скверный характер.


Затем, что так делает каждый читатель.

А что Вы имеете ввиду под "примерять"? Кажется, мы воспринимаем это немного по-разному. Я понимаю это как "ставить себя на место героя и пытаться сравнить его реакцию со своей", а не "брать с него пример по жизни", как говориться об этом в рецензии.

школа, институт, работа, семья, если повезёт - такой же серенький супруг, дети, внуки.

А чем эта линейка плоха? Мне в ней только последнего пункта - супруга и детей - не хватает (да и не хочется, если честно).

кусочек лучезарности своего кумира

Эм... меня больше всего волнует вот что. По каким критериям оценивается "яркая личность"? Она яркая потому, что делает что-то полезное для общества - изобретает лекарство от рака, борется за чьи-то свободы и права, занимается волонтерством? Или потому, что просто получает удовольствие от несколько нетипичных для общества вещей - читает иные книги, слушает музыку экзотических направлений, занимается керамикой..?
Не знаю, можно ли отнести меня в виду "никакух"... но даже если и можно, то почему слушать попсу, читать глупые книжки про любовь и смотреть тот же "Дом-2" стало каким-то моветоном? Это что, автоматически делает человека глупым и не имеющим своего мнения?

Честно говоря, порой закрадываются мысли запрещать подросткам читать художественную литературу. Только после окончательного созревания мозга.

Сильно. А как мозг (например, способность дискутировать и иметь то же свое мнение) разовьется, если запрещать читать художественную литературу? С технологическим справочником ведь не поспоришь.

А то многие имеют свойство лет в 13-15 влюбиться в прекрасного сияющего принца, начать его ждать - да так и застрять в этом состоянии лет до тридцати.

Ну, такие образы не обязательно из книг берутся. Это, скорее, вина воспитания.


Уверяю вас, таких людей- большинство. Вам просто повезло, что вы их еще не встречали


А такие люди существуют? Ну не может же человек вообще быть никаким во всем? Чем-то он все же должен по жизни заниматься?

Увы, есть такие люди. Я лично знаю такую женщину. Она ВООБЩЕ ни чем не интересуется и не увлекается. Ни рукоделиями, ни светскими новостями, ни культурой, ни тем более интернетом... НИ-ЧЕМ! Даже книг не читает, и журналы тоже. Я уже не говрю, что она и по хозяйству полный ноль: ни обед сварить, ни в магазин за продуктами сходить, ни прибраться в доме. Трава травой по жизни, но мнит себя умнее всех живущих. Во как бывает!


Во! И я, я тоже знаю такую! Вот если бы не знала, тоже бы сомнения у меня были бы - а есть ли такие? А вот точно знаю - есть! И ничего ее не увлекает, и мнения своего нет ни на что. Никогда бы с ней не общалась и, возможно, даже бы не успела бы так проанализировать ее как личность, если бы не была она в свое время моей соседкой по квартире. И дело даже не в том, что она смотрит какие-то не такие фильмы или книг не читает, просто мнения у нее никогда нет. Ни на что. Вот совсем. Серость, серость, серость и скука - вот что приходит на ум, когда думаю о ней. При этом есть у меня подруга, которую по ошибке как раз можно было бы на первый взгляд занести в число таких вот "никакух" - она также не читает, кино почти не смотрит, ничем не увлекается, и также, работа-дом - все, что можно о ней сказать. НО! При этом она невероятно интересная личность. Вот так, сама по себе. У нее на все есть свое мнение, с ней интересно поговорить обо всем буквально. Если она даже чего-то не видела/пробовала/читала/смотрела, - она на основе твоих описаний развернутый анализ предоставит. Вот так вот бывает.


Верно, каких только людей на свете не бывает! :))


О_о
почему все считают что была пустыня на месте этого жанра, а потом появилась Майер и хлынул поток янг адулт на мир.
Никто нечем не рисковал, никто ничего особо не разглядывал. И до Майер существовали и издавались барышни с подобными книгами. И издавались и имели свою аудиторию.


все считают что была пустыня на месте этого жанра, а потом появилась Майер и хлынул поток янг адулт на мир.


Это к чему вообще и кто такие эти "все"?


Конечно, существовали и издавались. Но, на самом деле, именно после "взрыва" Майер стала популярная конкретно вампирская подростковая литература. Что было до нее? Если не брать в расчет Энн Райс, которая явно не подростковая, то мне на ум только серия про Сьюки приходит... Да и она тоже не совсем подростковая. А Майер в чем-то оживила young adult и после нее таких книг явно больше стало. Так что в чем-то издатели явно рисковали - "Сумерки" ведь могли пройти и совершенно незамеченными.


Но у них не было такой бешеной популярности.


"шизофреническая говножертвенность" - это пять) Знаю таких людей не понаслышке. Согласна с вами по поводу книг, прочитала для знакомства (как мать подростков, что бы знать, что читают дети), а дочь, будучи на момент выхода книг как раз такой девочкой-подростком не заинтерисовалась циклом, даже и фильмы смотреть не стала. Сын посмотрев 1-вый фильм поинтересовался у меня, почему героиня такая странная и продолжать не стал, а я ещё и беспокоилась, мол дети какие-то не романтичные.


Так что читать книжку вполне можно, не такая уж она и фу, но только в том возрасте, когда в голове уже всё устоялось.

Для меня эта задача казалась непосильной. Гостила у двоюродной сестры, которой на тот момент как раз было где-то 18 лет (я на 5 лет старше) и она сказала, что в отличии от фильма, книга - лучше. В общем, я решилась. Мучилась - мучилась, не осилила и десятка страниц, потому, что не покидала мысль как можно быть такой пафосно-тупой. А правильно отмеченная "шизофреническая говножертвенность" бесила даже в фильме.
В рецензии было отмечено, за что девочки-подростки любят такую литературу, а вот мой разум всё равно противится и начинает спрашивать "Как такое вообще можно читать?" Ну хотят они принцев, хотят, чтобы любили за, что-то, о чём другие (и они сами) не подозревают, ну всё это так, но не каша же там вместо мозгов.
А за рецензию большое спасибо! Тяну к себе в "избранное".


А зачем Вы себя насиловали то? Не понравилось - отбросьте. Значит не Ваше.


Мда, ураган критики))) было бы только из-за чего. Книга откровенно слабенькая с литературной точки зрения. А то, что читательская аудитория велика, так это извините - романтизм никогда не чужд женской аудитории. Только и всего. Я тоже прочитала в свое время все 4 книги. Ну и что? Можно ставить на мне клеймо никакухи?)))) Война и мир мне тоже очень нравится. Глупости все это - никаких никакух нет. Есть моменты в жизни, когда тебе хочется прочитать что совершенно простое и незамысловатое, даже сопливо детское. Ну настроение такое у женщин бывает. Я например люблю иногда (раз в 5 лет) взять в руки свою любимую детскую книжку (читала еще в 1 классе) и с удовольствием вернуться на 20 минут в детство. Так что успокойтесь - вряд ли вся аудитория Сумерек такие уж никакухи. Вы слишком преувеличиваете. И потом, там очень много детей, а им по возрасту положено влюбляться в книжных героев. Уважайте чужой возраст и его потребности. Наверно нам, взрослым начитанным дамам))) не стоит строго судить молодых девочек, ибо мы сами такие были. И это очень отдает бабкиным - вот в наше время....


Кажется, вы невнимательно прочитали мой отзыв, прежде чем комментировать. Или комментируете сейчас что-то другое.


Книгу не читала, но шизофреническая говножертвенность рулит. Сразу вспомнила рассказ "Нежность" Анри Барбюса.

1 2 3