Больше рецензий

9 января 2024 г. 23:52

92

4.5

О, если б слово мысль мою вмещало, -
Хоть перед тем, что взор увидел мой,
Мысль такова, что мало молвить: "Мало"!

О Вечный Свет, который лишь собой
Излит и постижим и, постигая,
Постигнутый, лелеет образ свой!

Круговорот, который, возникая,
В тебе сиял, как отраженный свет, -
Когда его я обозрел вдоль края,

Внутри, окрашенные в тот же цвет,
Явил мне как бы наши очертанья;
И взор мой жадно был к нему воздет.

Как геометр, напрягший все старанья,
Чтобы измерить круг, схватить умом
Искомого не может основанья,

Таков был я при новом диве том:
Хотел постичь, как сочетаны были
Лицо и круг в слиянии своем;

Но собственных мне было мало крылий;
И тут в мой разум грянул блеск с высот,
Неся свершенье всех его усилий.

Здесь изнемог высокий духа взлет;
Но страсть и волю мне уже стремила,
Как если колесу дан ровный ход,

Любовь, что движет солнце и светила.

Так и подошла к концу моя одиссея в богатейшие чертоги культовой поэмы. "Божественная комедия", наравне с произведениями Петрарки, Джованни Бокаччо и других крупнейших европейских мыслителей—литераторов 14 века, неизменно входит в фонд мировой классики и уже много сотен лет поражает читателей со всего мира своей изящной словесностью и уникальной образной составляющей.
Главный персонаж поэмы—сам Данте, очутившийся в зрелом возрасте "в сумрачном лесу", где впоследствии долгих исканий обратного пути, встречается с душой известного древнегреческого поэта—Вергилия. Тот рассказывает ему о том, что святая душа земной возлюбленной Данте—Беатриче просила легендарного грека провести его сквозь ад и чистилище и доставить его в рай, дабы он мог лицезреть действие божественного провидения и поведать о том людям. Путешествуя по аду с Данте и встречаясь лицом к лицу с множеством опасностей в лице адских обитателей , Вергилий рассказывает ему о девяти кругах наказания грешников  и позволяет общаться с душами умерших людей, попавших за свои грехи в Демоническое царство. Чудом выбирается Данте и его спутник из последнего круга Ада, в бездне которого терзаются самим дьяволом наиболее ненавистные Богу грешники—предатели: Иуда, Кассий и Брут.
Но на этом путешествие главных героев только начинается.
Следующий этап—чистилище—та часть загробного мира, где покаявшиеся в своих прегрешениях люди вынуждены очищаться от своих грехов в трепетном ожидании Божественного Света. В чистилище, как и в аду, Данте встречается с множеством известнейших личностей и также, как и в царстве серы и вечного огня свободно разговаривает с ними и самолично проходит обряд очищения от семи смертных грехов, постепенно преодолевая все круги чистилища.
Так, пройдя большую часть пути и изведав юдоли человеческой скорби, плача, зубовного скрежета и очищения от грехов, Данте вступает на порог райского царства, покинутый прежним спутников и обретший новую спутницу в лице прекрасной Беатриче. В раю Данте также видит известных людей, среди которых пребывают и все великие угодники Божьи и даже допускается до разговора с такими великими деятелями раннего и средневекового христианства как Фома Аквинский, Франциск Ассизский, апостол Иаков и хранитель ключей от райского царства—апостол Петр. Ослеплённый сиянием присносущного Божества, непорочной Девы и сонмом великих святых, поэт, не в силах осознать хотя—бы часть небесного величия, изнемогает душевно и телесно и впадает в забытье, на чем и заканчивается длительное повествование.
Множеством острых, злободневных и сатирических тем изобилует культовое лирическое произведение, однако не в силах полностью осознать их идейную ценность в силу своей исторической отстранённости, мы тем не менее имеем честь насладиться творением великого поэта и получить высшее эстетическое наслаждение, читая его эпическую поэму, полную талантливейшим образом сплетённых мифологий, мировоззрений, образов и художественных средств. Своеобразным предвестником европейской литературной традиции эпохи Реформации служит творение Бессмертного поэта, ловко, подобно едким сатирам Рабле и Эразма Роттердамского синтезирующее в себе как древнегреческие эпические предания так и христианские традиции.

Источник