Больше рецензий

6 января 2024 г. 23:36

35

3 Серия книг о Ведьмаке от пана Анджея.)

Большое разочарование.

Перед тем как взяться за эту эпопею я видел множество восторженных отзывов, читал рецензии и информацию об авторе и интервью с ним. Кроме того, не стоит забывать и об огромной шумихе и армии фанатов, которые возникли у цикла благодаря сверхуспешной серии игр (сразу оговорюсь – нет, не играл).

В общем, перед началом прочтения цикла, я был полон радужных надежд в ожидании погружения в новую, качественно прописанную вселенную, с хорошо раскрытыми персонажами, непредсказуемым сюжетом, эпичным битвами и захватывающими поединкам. Правильнее даже сказать будет, что я ожидал чего-то сверхпрекрасного, выдающегося, новой вехи в жанре.

/

И по началу ожидания в какой-то степени оправдались. Первые два тома «Последнее желание» и «Меч предназначения» представляют собой сборник рассказов, сюжетно слабо связанных между собой. Объединяет эти истории друг с другом Ведьмак Геральт (брутальный истребитель нечисти), да несколько второстепенных (на начало цикла) персонажей: Лютик (бард-раздолбай), Йеннифер (великая чародейка) и Цири (дитя предназначения). Многие фанаты с некоторой долей пренебрежением относятся к этим сборникам. В основном я слышал высказывания наподобие этого: «Ну, первые два тома тяжело читаются, они слабо пересекаются друг с другом, а вот последующие романы замечательные. Наверно одни из лучших в жанре. Ты главное через первые два продерись, а дальше оторваться не сможешь»

/

У меня вышло как-то наоборот. Последние части я уже через силу дочитывал, а самый свежий восьмой том о похождениях Геральта (по дате издания, но не по внутренней хронологии) я и вовсе не покупал – просто прочитал краткий пересказ сюжета в википедии.

Рассказы в первую очередь меня привлекли хорошим сюжетом – нет ничего лишнего, кратко и по делу, все ружья стреляют, каждый рассказ цельный и законченный; отлично раскрытым главным героем, замечательным немного чернушным юмором и, конечно же, аллюзиями на известные классические сказки.

/

Чего только стоит Белоснежка (у Сапковского её, конечно, зовут иначе), которая после бегства от злобной мачехи сколотила банду из семи гномов (простите, краснолюдов) и вышла на большую дорогу, дабы жить разбоем? Или сирена, которая посылает куда подальше своего уже немного обрюзгшего князя, с его предложением по замене рыбьего хвоста на человеческие ноги, и требует, чтобы князь сам ушел жить к ней в подводное царство, так как она: «нормальная половозрелая русалка, которой давно пора мальков разводить»

/

Сюжет рассказов первых двух томов можно описать так: Геральт странствует, выполняет заказы по истреблению монстров и попутно влипает во всякие неприятности, из которых неизменно выкручивается, причем без всяких роялей в кустах. Да простят мне такое сравнение, очень похоже на первые сезоны сериала «Сверхъестественное» в средневековом антураже, где вместо черной Импалы – черная Плотва, серебряных пуль – серебряный меч, брата-отличника – бард-ловелас.

Лично мне, больше всего понравился рассказ про предприимчивого низушка и оборотня-имитатора, но это, как говорится, дело вкуса.

/

Отдельно нужно сказать про перевод. Делался он в конце девяностых. Все сделано очень качественно, живым языком, без всяких «корявостей». О переводе высоко отзывался сам Сапковский, который отлично знает русский язык. Единственный косяк был с использование устоявшейся терминологии жанра фэнтези. Как рассказывал пан Анджей, у переводчика не было базы. Он задавал вопросы из разряда: «Кто такие Хоббиты? Кто такой Толкин?». Поэтому текст щеголяет низушками (хоббиты), краснолюдами (гномы) и прочими вивернами (драконы). К этим названиям довольно быстро привыкаешь, и отторжения они не вызывают. Скорее придают книгам свой особенный колорит.

/

Что же дальше? Дальше автор решил перейти к произведениям большой формы. Ну, во-первых, очень большими романы не назовешь – в среднем 300-400 страниц. Во-вторых, и это очень заметно по книгам «Час презрения» и «Кровь эльфов», романы, по сути, и остались сборниками рассказов. Каждая глава имеет законченный сюжет с вступлением, кульминацией и развязкой. Просто действие каждого нового рассказа начинается сразу после окончания предыдущего и напрямую связано с ним. Казалось бы и что тут такого? Это ж почти также как первых двух томах! Не знаю как кому, но мне такой формат совсем не зашел. Концовки романов, которые должны быть чуть ли не самой сильной частью книги, оказывалась ничем не лучше чем промежуточные развязки в каждой главе.

/

В основном третий и четвертый романы посвящены путешествиям Геральта вместе с Цири, обучению девушки ведьмачьему и чародейскому искусству, на фоне нависшей над северными королевствами угрозы экспансии со стороны громадной и непобедимой империи Нильфгаард. Все это сдобрено подковерной политической игрой чародеев, борьбой эльфов-революционеров за независимость и периодическим истреблением чудищ Геральтом.

/

И в этом нет ничего выдающегося. Если вы не неофит в фэнтези, и уже прочитали определенный набор авторов, в книгах о ведьмаке вы не найдете ничего нового. Сюжет стандартен: квест по спасению мира выполняемый командой героев. Это мы видели в десятках других циклов. Описание мира и магической системы оставляют желать лучшего: есть Нильфгаард-агрессор, а есть десяток северных королевств не отличимых друг от друга ничем кроме названия. Разговаривают все на «всеобщем» языке (Клише!), разницы в описании быта, армий, городов, населения – никакой. Как демиург Сапковский на порядок уступает тому же Роберту Джордану с его Колесом Времени. Интриги, предательства, зло ради высшей цели? Вивисектор-Вильгельфорц просто ребенок по сравнению с половиной персонажей Игры престолов. Магия? Всё магическое искусство сводится просто к набору жестов и заклинаний, причем весьма ограниченному. Тот же Джордан или Сандерсон дадут 100 очков форы неказистым описаниям Сапковского. Хотите увидеть эпичные сцены битв или поединков? Почитайте лучше Камшу или Перумова. Сильная любовная линия на фоне расчленёнки, рек крови и жестокости? Терри Гудкайнд вам понравится. Юмор в первых частях серии хорош, но чем дальше, тем меньше его становится. В последних томах могу вспомнить только веселую интерпретацию жажды крови у вампиров. Лучше уж Пратчетта, Асприна или раннего Белянина почитайте.

/

Но самый главный минус это отсутствие «роста» персонажей. Мало того что помимо Геральта и Цири, характеры никого толком не прописаны, так и основные действующие лица на протяжении довольно большого цикла остаются практически такими как и в начале истории. Геральт как был брутальным истребителем нечисти, таковым и остался, только начал ещё и людей в капусту крошить. Йеннифер, как была высокомерной чародейкой питающей слабость к ведьмаку, таковой и осталась. Тоже касается Лютика, Мильвы, Кагыра, Региса и, в принципе, всех остальных персонажей серии.

/

Из спасательной команды Геральта, никто не вызывает никаких чувств. Никому из героев не сопереживаешь. Ну, может Регис меня только немного зацепил. Походу прочтения последних романов меня не оставлял один вопрос: на кой черт вы идете за тридевять земель спасать какую-то Цири, которую и в глаза не видели? Ладно Геральт и Йеннифер, поверим что за несколько месяцев проведенных с девочкой у них проснулись родительские инстинкты, которые заставляют лезть на рожон и через несколько лет после пропажи девочки. А остальным-то на кой ляд это нужно?

/

Что могу сказать в заключении? Хороший, крепкий цикл, но сильно переоценённый. Для первого знакомства с фэнтези вполне подходит, но это не эталон. Есть множество других циклов, более глубоких по смыслу и более качественно написанных.

/

Оценка первых двух томов: 9 баллов

Оценка цикла в целом: 6-7 баллов