Больше рецензий

29 июля 2014 г. 20:57

208

5

Элина Заржицкая: "Загадай желание вместе с Ольгой Кай"

Брата Морфея, бога сна, древние греки называли Фантазом. Он заведовал на Олимпе иллюзиями. Отсюда произошло слово «фантазия» (греч. phantasia – воображение). Именно благодаря фантазии человек способен творить. От этого же корня образована и «фантастика» (греч. phantastike – искусство воображать) – термин для обозначения литературных произведений, изображающих невероятное как действительное и действительное как невероятное.
Ранее, в Советском Союзе к существительному «фантастика» постоянно добавляли эпитет «научная». Однако границу между научной и сказочной фантастикой не всегда удается прочертить четко, порой элементы научной фантастики и сказки смешиваются в одном произведении. Для меня в свое время первым таким произведением стал роман американского фантаста К.Д. Саймака «Заповедник гоблинов». Позднее с удовольствием открыла для себя другой жанр – фэнтези, который в эпоху социализма практически не переводился. В СССР переводили технарей Кларка и Азимова не случайно: мы-де первые вышли в космос, у нас первых пошел луноход... Да и зачем забивать людям головы магами, колдунами, ведьмами?
К счастью, в настоящее время можем наслаждаться произведениями таких маститых писателей, как Дж. Р.Р. Толкиен, Роберт Говард, Спррэг де Камп, Пол Андерсон, Урсула Ле Гуин, Роберт Асприн иже с ними. На этом остановлюсь, так как всех писателей все равно не перечислишь...
Но хочу отметить, что помимо «чистого» фэнтези состоялось и рождение промежуточного между научной фантастикой и фэнтези жанра – научной фэнтези. И это не только мое скромное мнение, поскольку в английском языке уже два десятилетия существует термин «сайенс фэнтези». В этом жанре работает, например, русский писатель Степан Вартанов. В этом же жанре, считаю, создает свои произведения молодая и перспективная писательница Ольга Кай.
Писательница находится в постоянном поиске оригинальных сюжетов, совершенствует свой стиль и язык, чтобы раскрыть сложность внутреннего мира человека и не меньшую сложность путей человеческого познания (роман «Невеста императора»), размышляет о духовном распутье (повесть «Сказка о музыканте»)...
Английский фантаст Герберт Уэллс писал: «Всякий может выдумать людей наизнанку, или антигравитацию, или миры, напоминающие гантели. Эти выдумки могут быть интересны только тогда, когда их сопоставляют с повседневным опытом и изгоняют из рассказа все прочие чудеса... Когда писателю-фантасту удается магическое начало, у него остается одна забота: все остальное должно быть человеческим и реальным». И в романах Ольги Кай «все остальное» развивается по реалистическим законам, по законам человеческой психологии и логики.
Новый роман писательницы «Загадать желание», презентованный в начале 2014 года, переносит читателя в параллельный мир, переход в который стал возможен в результате неудачного научного эксперимента. Повествование ведется от имени главной героини – Жени. Вместе со своей лучшей подругой Алиной девушка случайно оказывается в новом мире, жизнь в котором гораздо суровее, нежели в нашем, современном. И не только потому, что в нашем люди имеют возможность пользоваться всеми благами цивилизации. Отнюдь! Мир, в котором оказались подруги, безжалостно и жестко обнажает все недостатки вида «хомо сапиенс», заставляет сделать однозначный выбор в пользу добра или зла, напрячь все силы души, чтобы достичь цели...
А цель у девушек одна – поскорее попасть домой, под крылышко любящих родителей... Да и кому, скажите, понравится полуголодное существование, когда кусок хлеба приходится зарабатывать с риском для жизни? Когда средства к этому, отнюдь не безопасному, существованию получаешь благодаря внезапно полученным сверхъестественным способностям? Когда за обретенные способности (не всегда нужные и полезные) приходится расплачиваться здоровьем, если не самой жизнью? Запутанный клубок получился у писательницы, не так ли?
И, естественно, что на пути к родному дому девушки преодолеют все препятствия и спасут немало жизней. И, что еще естественней, в этом им будут помогать замечательные/привлекательные/благородные юноши... Нет, не юноши – молодые мужчины, ибо в этом суровом мире взрослеют очень рано.
Что интересно: Ольге Кай удалось вдохнуть жизнь во всех героев – и главных, и второстепенных. Все они – самодостаточные личности, не лишенные обаяния. К тому же – многогранные и непредсказуемые.
Благодаря таланту писательницы люди (и нелюди), даже всего лишь упоминающиеся в романе, оживают, действуют, решают, казалось бы, неразрешимые проблемы и обретают новые черты характера. А главные герои, нет, простите, героини – из изнеженных современной цивилизацией девиц превращаются в смелых, находчивых и отважных воительниц, способных на подвиг ради блага человечества. И Женя, и Алина учатся ставить «во главу угла» не свое «хочу», а необходимое «надо» (даже вопреки собственному желанию), ценить настоящую дружбу и... принимать главные в жизни решения.
Впрочем, не буду лишать вас, уважаемые друзья, удовольствия самим испытать волнения от многочисленных опасных и неожиданных приключений. Увлекательный сюжет, головоломная интрига, благородные и очень симпатичные герои – все к вашим услугам!
Но... Главное не в том, какую фантастическую посылку использовала Ольга Кай, а в том – зачем она вообще пишет, какие идеи она вкладывает в свои произведения. А в том, что они – эти самые идеи – существуют, нет никаких сомнений. Поскольку, как настоящий мастер, Ольга использует фантастическую посылку как предлог, повод, дающий возможность высказать свои воззрения на окружающий мир. Не ради описания сказочных/мифологических персонажей создавался этот роман. И тем более, не о любовных терзаниях красавиц, многочисленных чудовищ и заколдованных молодцев.
В настоящем литературном произведении исходная гипотеза –возникновение в результате неудачного научного эксперимента параллельного мира – не есть самоцель автора, она задумана как модель, которая при самой отчаянной невероятности собирается из деталей реальной жизни. А роман «Загадать желание» – это своеобразное и крайне необходимое в настоящее время предупреждение/предостережение автора обществу/миру/существующему порядку: Люди! Будьте осторожны в своих опытах и экспериментах! Думайте не только о своем удовлетворенном честолюбии (вспомним, сколько горя принесло в мир создание атомной бомбы?), а то ведь недалеко и до Апокалипсиса...
Поистине, просторы фантазии автора безграничны, и никогда мы не перестанем удивляться и радоваться, попадая в этот чудесный волшебный мир, переживая с героями книг невероятные приключения, снова и снова открывая для себя эту прекрасную страну – Фантазию.
Загадаем же желание прочитать новый роман писательницы – он того стоит!

Элина Заржицкая

Источник