Больше рецензий

6 января 2024 г. 18:01

191

1 Читайте, если только не боитесь отравиться ядом великой балерины.

Это книга не о балете, а о своих обидах и о своей ненависти к людям и стране.

Нет, не должны артисты балета писать книги. Должны другие писать о них. Иначе артисты роют яму тому восхищению и уважению, коим прониклись зрители, пока не почитали автобиографических опусов. И это уже вторая книга о мире балета, которая привела меня к подобному выводу. Первой была книга Цискаридзе "Мой театр" 1 том. И я была шокирована тем, насколько не соответствует в моем понимании высокая духовность людей искусства и подача воспоминаний Цискаридзе. От разочарования решила почитать лучший образец, как я тогда думала. Но... Цискаридце- ангел по сравнению с Плисецкой.

Книга начинается с рассказа о детстве, о родственниках и это тоже дает понимание того, в какой семье выросла будущая балерина. Начало было интересным.

Но вот чего я не ожидала, так того, что в книге автор постоянно будет мусолить политическую тему. Ну раз сказала, два, десять- вроде хватит? Хотелось почитать про балет и Плисецкую в балете, а не про то, как в стране вечно всё плохо. Видимо, в других странах вечно всё хорошо.

Глава 13 (из 49). Вот не пойму, это характер или это принято у балетных всех и всё хаять, хваля только себя? По-моему, в мемуарах актеров этого в тысячи раз меньше, хотя мир балета считается более возвышенным. А вот нет. Красивые, талантливые и высокомерно- злющие.

Даже положительное она умудрилась преподнести как отрицательное и мерзкое. Талант!

Цитата:

"летом 1947 года Фестиваль демократической молодежи в Праге. Показушный праздник дружбы молодежи «братских социалистических стран», по плану кремлевских вождей, должен был стать грандиозным голливудским шоу, внушавшим миру, как лучезарно счастливы люди в сталинской тюрьме народов. Каждые два года иная столица порабощенной Сталиным Восточной Европы обязана была перенять эстафету этой дьявольской игры."

???

1947 год! "Показушная дружба"? Это после войны-то? Фестиваль молодёжи - дьявольская игра? Что в голове у Плисецкой? Она точно советская балерина? Может, она как балерина состоялась, потому что её этому научили зарубежные преподаватели?

Сейчас, на волне обсуждений поуехавших знаменитостей, которые "пострадали от России", прожив в славе и богатстве всю свою жизнь именно здесь, удивляешься, что это не ново. Та, чьим творчеством восхищались, та чья личность вызывала уважение (судили мы по творчеству и интервью), оказывается Родину-то свою ненавидела! Что у такого человека в голове? Настолько быть зашоренным и злым, субъективным человеком, претендуя на то, что ты талантливее, умнее и образованнее большинства... Слов нет от разочарования.

Поражает, насколько Плисецкая эгоистична даже по отношению к своим партнёрам: сломала нос Голубину и дальше не о нём и его судьбе, а о себе, с кем другим танцевала, а дальше сразу о магазинах и рынках в Праге.

Стало вдруг интересно, в каком году написала Плисецкая свой опус? Сколько лет ей тогда было? Не для зарубежных ли читателей так старалась? 1993г. 68 лет автору. Ясно теперь, откуда и для чего в этих воспоминаниях ветер дует. Несолидно. Непорядочно. Зло. Автор показала себя как гнилого человека.

Такое презрение, такая злоба, ненависть к людям, стране, столько высокомерия и яду! Не знаю, как всё это вмещалось в балерину. Читать книгу противно. Прочитав треть книги ты чувствуешь себя уже отравленной этими агрессивными словесами. Дочитываешь в тоске и скуке по диагонали, понимая, что зря тратишь время, ничего нового о балете и балерине ты здесь уже не узнаешь. Истинное своё  лицо она показала уже в первых главах. Дальше- то же, только года и имена меняются. Именно благодаря этой книге уважать Плисецкую теперь невозможно. За автором книги слишком видна отвратительная, подлая мадам. Хочется ничего не знать про неё. Некоторым людям не стоит писать о себе  книги. Лучше бы молча танцевала.

Чтобы забыть прочитанное и смотреть балет, не спотыкаясь о знание человеческой природы балерины, лучше почитать какие-то другие книги о балетном искусстве и той же Плисецкой.

P.S. О книге "Я, Майя Плисецкая" легко составить мнение по нескольким цитатам:

Хотелось бы мне рассказывать про «Спящие», «Лебединые», как я кидала большие батманы, про красивых партнеров. Но с какого конца ни взглянешь на свое детство, все оборачивается к политике, к сталинскому террору.
Все проходит гладко. Экзамен сдан. Мне ставят пятерку. Школа позади. Война продолжается. Но теперь впереди моя собственная война. За место в жизни.
У каждого города есть свой запах. Я всегда это обоняю. Уже в аэропорту. Мюнхен пахнет автомобильными лаками. Прага — каминным дымом. Токио — соевым соком. Мадрид — миндалем. Москва — мусором улиц («отечество почти я ненавижу», по Пушкину). Брюссель — запахом мокрой замшелой хвои…