Больше рецензий

elefant

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 января 2024 г. 23:14

246

4.5 Пронзительная повесть о буднях оккупации

Флэшмоб 2024 года 1 из 16
Повесть «Радуга» была написана ещё в 1942 году – в самый разгар войны, когда исход её был не определён, а состояние на фронте отнюдь не свидетельствовало в пользу Красной Армии. Поэтому очень важно было поддержать моральный дух советских граждан, вселить в их сердца мужество и надежду – враг несомненно будет повержен, а Победа останется за нами. В пользу подобного стремления говорит и тот факт, что практически сразу вслед за выходом повести в 1943 году по ней будет снят фильм, который дословно следует сюжету оригинала. К слову, сценарий к нему писала сама Ванда Василевская. И повесть, и фильм удостоены Сталинской премии.

Очень важен смысловой акцент произведения в показе войны – Ванда Василевская сделала его в первую очередь на роли женщин и детей в борьбе с фашизмом. Именно они здесь – основные жертвы, действующие лица и несломленные герои, что не преклоняют головы и борются как могут, надеясь вскоре вновь увидеть своих бойцов. Нет, не всё так грубо и топорно, как может показаться. Есть измученные пленные, обречённо бредущие через в деревню в неизвестность, заложники в обмен на сдачу хлеба и поиск предателя. Пытаясь проиллюстрировать правду военного времени, автор намеренно вводит в сюжет персонаж Пуси – любовницы немецкого командира Вернера, со своими мещанскими взглядами и приспособленческим характером. Есть и новый староста деревни – что во всём пытается угодить новой немецкой власти, предавая односельчан. Обоих ожидает возмездие, но до этого многих детей и женщин ждёт мучительная смерть.

В этом плане Ванда Василевская довольно реалистично и сурово показывает, не щадя своих персонажей и нервную систему читателя. Беременная Олена терпит издевательства немецкой охраны, офицер Вернер на глазах измывается над её новорожденным ребёнком, пытаясь добиться показаний (вот откуда взят известный эпизод с допросом радистки Кэт из «Семнадцати мгновений весны»), а затем мучительно расправляется и с ним, и с ней. Детей тоже гибнет много. Одни из-за обидной глупости, но героями, другие пытаясь помочь нуждающимся. Одни только похороны маленького Миши в доме под порогом чего стоят. Читаешь – и прямо душа разрывается, а в фильме этот эпизод показан ещё более душещипательно.

Федосья уже месяц не может похоронить родного сына-красноармейца, что погиб рядом с древней сражаясь за Родину – фашисты под страхом смерти запрещают предавать тела земле. Пятеро заложников ждут смерти в сарае и надеяться, что Красная Армия не замедлит с наступлением, прежде чем их повесят. Малючиха, похоронив одного маленького сына, старается не падать духом, ведь в её доме ещё четверо малючат. Изнасилованная девушка ждёт ребёнка и одновременно ненавидит его, ведь зачат он от немецкого семени... – у каждого из героев повести своё горе и ненависть, только враг у них общих, как и надежда.

Очень сильная и жестокая повесть. Жаль, конечно, что практически забытая. Ведь она о многом могла бы рассказать, многому научить и заставить задуматься. Здесь практически нет батальных сцен – лишь в заключительной главе. Одинокая украинская деревня на 300 дворов в суровые будни оккупации. Каждый выживает как может, каждый ждёт, надеется и старается помочь. При этом здесь нет открытого пафоса, как можно было бы ожидать, учитывая время и эпоху написания. Приятного чтения.

Прочитано в рамках Новогоднего флэшмоба 2024 года