Больше рецензий

Deli

Эксперт

Авангард дурного вкуса

4 января 2024 г. 14:12

13K

5 Ты был избран, чтобы спасти мир или обрушить его в пропасть. Выбирай

Очень страшно было браться за эту вещь. Огромный цикл, состоящий из огромных талмудов. Тем более что во времена оны о Роберте Джордане в писательско-читательских кругах ходила слава как об авторе, собравшем все мыслимые клише и штампы жанра фэнтези с абсурдно противоречивыми именами и названиями и сюжетом, представляющим собой сплошной сгусток стереотипного эпичного пафоса.
Как удачно, что я и сам – тот ещё воин пафоса. Да и цикл как раз недавно переиздали в полной версии. В общем, сдался я.

И знаете, после чтения у меня один-единственный вопль негодования. Почему эти книги стоят так дорого?! Я ж разорюсь на них. А всё остальное меня целиком устроило. Да, это реально самое что ни на есть махровейшее стереотипное эпичное фэнтези, где сюжет начинается в милой деревеньке, а продолжается в бесконечном путешествии, где люди сражаются с монстрами, а избранный должен победить всемирное злобное зло, иначе всем хана. Однако, во-первых, суть жанра именно в этом и заключается. А во-вторых, написано оно просто восхитительно. Это идеальная зимняя сказка.
Повествование размеренное и неторопливое, но не затянутое, а богатое событиями и вполне динамичное. Джордан пишет так подробно, обстоятельно, с множеством деталей и такой глубокой проработкой вообще всего, что тебя прочно затягивает в текст. Да, есть эта тема с чрезмерно выспрепарными названиями, от которых аж челюсти сводит. И главная фишка мира тоже немного неоднозначная. Потому что это редкий случай фэнтезийной постапокалиптики, когда вроде бы высокотехнологичный мир после катастрофы рухнул в магическое средневековье, но что именно там было раньше – не совсем понятно. Информация даётся по крупицам якобы случайно, и читателю приходится изрядно повозиться, восстанавливая картину. Однако то и дело проскальзывают знакомые нам реалии типа Короля Артура или полёта миссии "Аполлон" на Луну, только в очень искажённом виде. И непонятно, включает автор их от балды или это действительно Земля спустя тысячи лет после конца света. Если второе, то прекрасно, это будет интересно расшифровывать. Если первое, то досадно, такие пасхалки должны как-то выстреливать.

Но, к счастью, сам сюжет тоже не совсем каменно-шаблонный и может порадовать внезапными удачными поворотами. Да, мир снова на грани, дремлющее зло пробуждается и лишь избранный сможет его остановить. Но упс, у нас не один претендент, а целых три. И никто не знает, который из них – тот самый, так что забираем сразу всех и плевать, что там они об этом думают. Пусть хотят, не хотят, завидуют друг другу или рады слинять – неважно. Вдобавок избранный может с равным успехом стать орудием как в руках добра, так и в руках зла, следовательно, обе стороны будут бедных пацанов прессовать и вербовать. А они всё-таки подростки, при том очень разные, кто-то упрямый, кто-то податливый, и Джордан так хорошо прописывает этот момент, что ты реально гроша ломаного не дашь за то, что кто-то из героев не переметнётся на тёмную сторону. Мне кажется, хотя бы один точно должен. Плюс ещё эта национальная особенность местной магии, из-за которой колдовать могут только женщины, и внезапно обнаружившиеся способности у двух девушек из их деревни тоже порождают в команде немало тёрок.

И вот таких психологических моментов и акцентов очень много, а за счёт подробного повествования макают нас в это довольно глубоко. У каждого такие особенности характера, которые могут сыграть неожиданным образом, кто-то взрывается от одного прикосновения, кто-то не умеет следить за языком, а кто-то упрям как осёл. И это очень круто. К тому же Джордан деликатно позволяет характерам персонажей раскрываться и развиваться. Это хорошо видно в одном не самом типичном аспекте на примере главного героя, Ранда. По сути ведь все три пацана – не больше чем деревенские подростки, растерянные и довольно косноязычные. Даже их ровесница-девчонка гораздо увереннее в себе. Но оттого вдвойне интереснее наблюдать, как Ранд постоянно оказывается в ситуации, когда именно ему приходится проявлять смелость, говорить за всех, отстаивать позицию. Он мог бы смолчать, спрятаться за чужую спину или униженно повиниться, но его не так воспитали. И вот, несмотря на страх и возможные последствия, он шаг за шагом проявляет себя и растёт как личность, за первые 300 страниц книги проделывая путь от неуклюжего мозгляка до потенциального протагониста. Многие авторы прописывают такие моменты вскользь, а тут чувствуешь это как вживую. Такие психологические моменты рассеяны, даются по крупицам, но очень обогащают текст, читатель каждый раз тоже вместе с ним будет совершать выбор: стушеваться вместе с остальными или всё-таки подать голос, чтоб не помереть кринжом, сказать правду и словить люлей сейчас или промолчать и спровоцировать потрясающие проблемы в дальнейшем. Не всегда правильный выбор, кстати. Другие тоже будут выбирать – и тоже не всегда удачно.

Эту историю оказалось на удивление интересно читать, судьба героев реально волнует, некоторые из них крутые, а некоторые прям бесят. Система магии необычная – а я же интересуюсь разными системами магии. Правда, для моих целей она не подойдёт, очень уж своеобразная, но главная интрига с усмирением безумных мужиков-колдунов, канеш, не может оставить равнодушным. Ох, как здесь пылает этот гендерный вопрос, любо-дорого =D А фишка с рассыпающимися подпространственными переходами и очередными осквернёнными землями – просто конфетка. Ты думаешь, что там обычная пустыня, а там – вот это.
Может быть, когда-нибудь я цикл и дочитаю, моими темпами – очень нескоро. Но пытаться буду точно.

Ветка комментариев


Да, о нём) Мне казалось, он у Кука считался основным циклом, визитной карточкой, так сказать)