Больше рецензий

4 января 2024 г. 13:06

540

5 "Не ходи на шум из подвала..."

Я купила "Как поймать монстра" Арины Цимеринг очень внезапно - на волне безумного падения в "Правила выживания в Джакарте", где она один из соавторов. Обычно я так не делаю, мне надо для начала прочитать книгу, хотя бы частично ознакомиться с ней, все взвесить, подумать, еще раз подумать. А тут все произошло настолько стремительно, словно что-то вложило мне в голову мысль о покупке.

Ожидать от "Монстра" второй "Джакарты" не стоит - в том плане, что это не еще одна крутая криминальная экшен-комедия. "Монстр" написан совершенно в другом жанре, другом стиле, и хотя общее ощущения крутизны от него то же самое, частное впечатление иное. С "Джакартой" его роднят яркие запоминающиеся персонажи, яркие взаимодействия персонажей, отличный язык, прекрасные диалоги, юмор, зачастую черный, отсылки на разные книги и фильмы и динамичность сюжета (хотя до "Джакарты" немного не дотягивает за счет мистической, завораживающе хтонической атмосферы, о чем скажу еще чуть позже).

"Монстр" начинается классическим для мистики и ужастиков образом: на поиски двух пропавших в Ирландии агентов Управления по борьбе со всякой хтонью - Теодора Купера и Брайана Суини - отправляют группу агентов, и классическим же образом все идет не по плану и вообще кажется абсолютно невозможным. Главные герои: Джемайма Роген, она же просто Джемма, - ликвидатор материальной хтони, лидер группы, идущая на повышение и должная выдать идеальное дело (скелеты в шкафу прилагаются); ее друг Кэйлуа Махелона, он же просто Кэл, - тоже ликвидатор; Норман Эшли - аналитик и ходячая википедия; Сайлас Доу - гоэтик (в отличие от ликвидаторов имеет дело с нематериальной хтонью вроде призраков и духов), весьма загадочная личность с очень необычным происхождением и просто немножко злобный социопат, а также внезапно присоединившийся к охотникам на нечисть Киаран Блайт -

спойлер
энергетический вампир.
свернуть

С этим Блайтом, подозреваю, все очень неслучайно, но пока он только один из источников проблем группы агентов.

Подробнее всего изображена, конечно, Джемма (не считая Купера, но это уже почти спойлер), так как происходящее в основном показано с ее точки зрения. Шикарная женщина, но лучше с ней не связываться. Другие персонажи тоже интересны, и не только главные герои, надеюсь, в дальнейшем автор расскажет больше подробностей про каждого. А вот на первом месте, пожалуй, оказался Доу, потому что мне в принципе нравится такой типаж. И еще было любопытно наблюдать за Норманом, если Джемма и Кэл - в целом типичная боевка, то для него все очень и очень непривычно, а для читателя - интереснее. Кстати, Джемма и Кэл разговорами на одной волне ужасно напоминают Рида и Боргеса из "Джакарты".

Действие в книге развивается достаточно быстро, но при этом автор еще и постепенно, шаг за шагом, накручивает напряженную атмосферу, выдает такие описания, что ты буквально видишь персонажей, загадочный лес, таинственную деревню, не зная, чему и кому верить, постоянно не только что-то происходит, случается - как наяву, так и во сне, - но и прямо чувствуешь, как тревога звенит в воздухе, как сны проникают в явь, как невнятная угроза, не становясь понятней, все приближается и приближается, пока не оказывается за твоей спиной. Главное - не оборачиваться, иначе все будет кончено.

В какой-то неуловимый момент оторваться от чтения становится невозможно, и оно начинает напоминать бег, к сожалению, резко оборванный на одной трети истории. А что может быть страшнее незаконченного онгоинга? Только онгоинг, который никогда не будет закончен. Искренне надеюсь, что следующие части выйдут скоро, потому что вопросов в первой книге - тьма, ответов - ну примерно столько же, сколько Купер дал Джемме, то есть исчезающе мало. Что касается жанра "ужасы", лично мне временами было страшно, ближе к ночи меня разрывало два противоречивых желания: продолжать чтение и оставить книгу до завтра. Но не обязательно страшно будет всем читателям. Мне всегда страшно, когда не понятно, что происходит и по каким правилам оно происходит. Если у хтони появляются закономерности, мне становится уже гораздо спокойнее.

Кроме того, мне понравилась "научная" сторона книги. Это не просто история об охотниках на нечисть, которая бездумно косит направо и налево ряды монстров. У охотников есть ранги, у нечисти есть своя классификация, опять же с рангами в зависимости от степени угрозы, у аномальных мест тоже своя классификация, есть специальные приборы и прочие приспособления для выявления хтони, есть всякие специальные термины и так далее. Видно, что автор очень продуманно, со всех сторон, подошла к проработке мира, и это радует. Хотя конкретно термин "хищный паразит" как-то режет мне слух, но все остальное действительно замечательно.

А еще мне очень понравилось то, как "Монстр" начинается, - с того, чего не следует делать в мистике и ужастиках: не ходить в стремные места вроде подвалов и прочее в том же духе. Совершенно не то, чего ожидаешь от мистики и тем более ужасов. И это было очень и очень здорово!

И напоследок хочу сказать пару слов об оформлении. Оно просто шикарно. Хтонические атмосферные рисунки, которые по ходу чтения начинаешь понимать чуть больше, даже до чтения задают мистический настрой. Оформление глав поддерживает этот настрой. К тому же в книге очень необычно сделано оглавление - это не просто список глав, а словно рисунок извилистого пути, пройденного героями книги (и немножко мной как читателем). Хочется как можно скорее продолжить этот путь.