Больше рецензий

4 января 2024 г. 13:01

167

0 Трансцендентная медицина доктора Джекила

Философское рассмотрение повести Р. Л. Стивенсона о докторе Джекиле и мистере Хайде обычно ограничивается этической проблематикой. Философское исследование подменяют банальными суждениями о двойственности человеческой натуры, о соседстве добра и зла в человеке и тому подобными трюизмами. Однако позади опытов доктора Джекила стоит определённая онтология – картина мира, которая делает возможными производимые им опыты. И более того, эта онтология имеет в повести вполне конкретное именование – трансцендентная медицина. В чём же её суть? Давайте искать ответы в тексте.

Сразу скажем, что полностью избежать обсуждения этических вопросов у нас не получится: дело в том, что для самого доктора Джекила именно собственная нравственная амбивалентность стала исходным пунктом научных поисков. Он осознавал, что в нём есть порочные стремления, которые мешают ему нормально существовать в обществе, и было бы хорошо расселить их, поселив каждую из нравственных ориентаций – к добру и ко злу – в отдельном теле. Однако понятно, что физически разделить тело доктора Джекила на два разных тела невозможно, а значит, нужно хотя бы попытаться изобрести своего рода переключатель – такое химическое средство, которое бы переключало тело из одного режима в другой.

Поначалу кажется, что Джекил остаётся внутри позитивистской материалистической парадигмы, свойственной его веку. В частности, он не мыслит добро и зло как нечто такое, что существует отдельно от тела; они не отдельные субстанции, а психологические состояния, выступающие эпифеноменами телесных процессов. Кроме того, решение поставленной проблемы он ищет в химии, а не в психологии, каких-то методиках нравственного самосовершенствования и тем более в религиозных обрядах. Нет, Джекил экспериментирует именно с веществами, ища функций переключателя среди каких-то неназванных солей и тинктур.

Однако затем с доктором происходит мировоззренческая метаморфоза, которая ссорит его с коллегами. Например, его старый друг и коллега Лэньон говорит, что Джекил «свернул с пути разума» и начал нести «ненаучный вздор». В чём же дело? Дадим слово самому Джекилу: «Я начал осознавать всю зыбкую нематериальность, всю облачную бесплотность столь неизменного на вид тела, в которое мы облечен». Этот фрагмент, если его правильно перевели на русский язык, кажется крайне противоречивым: как же тело может быть нематериальным и бесплотным, если в нашей научной парадигме тело – это нечто по определению материальное? Выходит, что у Джекила меняется само представление о телах как таковых: они теперь имеют совсем другую изначальную природу – зыбко нематериальную и облачно бесплотную.

И при том они больше не являются столь уж неизменными, как кажутся: «Я обнаружил, что некоторые вещества обладают свойством колебать и преображать эту мышечную оболочку, как ветер, играющий занавесками в беседке». Не вдаваясь в описание механизма колебания и преображения мышечной оболочки веществами, Джекил даёт окончательную формулировку философской сути сделанного им открытия: «Я не только распознал в моём теле всего лишь эманацию и ореол неких сил, составляющих мой дух, но и сумел приготовить препарат, с помощью которого эти силы лишались верховной власти, и возникал второй облик, который точно так же принадлежал мне, хотя он был выражением и нёс на себе печать одних низших элементов моей души».

Итак, ключевым понятием происходящих с телом процессов является «эманация». Тело не обладает только материальной природой, напротив, его природа духовна; оно, как сказано в другом месте, есть «призрачный ковчег духа». Некие неназванные «силы» путём эманации транслируют «вниз» свои духовные энергии, они по достижении низких уровней эманации сгущаются и превращаются в плоть, а плоть хотя и имеет материальный вид, но всё равно остаётся «выражением низших элементов души». При этом у человека есть постоянная подпитка высшими духовными энергиями, то есть эманация – это перманентный процесс сгущения, которым «высшие силы» руководят, сохраняя «верховную власть» над телом человека. Вот почему учение Джекила называлось трансцендентной медициной – это учение о человеке, которое предполагает действие на него внешней, трансцендентной силы, и даже не просто действие, а перманентное формирование его природы, его естества. И любые медицинские манипуляции с телом должны включать какие-то манипуляции с этим трансцендентным началом человека.

Судя по всему, пока это начало активно и эманация продолжает изливаться «вниз», в человеке остаётся нравственная двойственность, становящаяся следствием онтологического дуализма: добро – результат действия «высших сил», а чистая, до предела сгущённая материальность становится прибежищем в человеке злого начала. А найденные Джекилом вещества способны «отключать» эманацию высших сил на человека и устранять их власть, человек лишается «ореола» и в нём остаётся только сгусток чистой материальности – лишённая трансцендентного измерения плоть. Именно эта плоть и составила «второй облик» – мистера Хайда. Логично, что он был моложе и меньше ростом, чем доктор Джекил, ведь это только, скажем так, половина человека. И не менее логично, что у Джекила не получилось создать два полноценных тела – отдельно для добра и для зла: это только у зла может быть материальный носитель, а чистое добро имеет сугубо духовную природу и свой отдельный видимый облик получить не может. Оно остаётся запертым химическими веществами в своём трансцендентном измерении и ждёт возможности снова вернуться в тело, разделив соседство со всё более наглеющим злобно-материальным «соседом». Вот почему мистер Хайд состоит из чистого зла, а доктор Джекил продолжает оставаться по-прежнему двойственным и негармоничным.

Такова философская суть трансцендентной медицины доктора Джекила. Спору нет, для рационального и сциентистски устремлённого XIX века такая философия должна была представляться чем-то тёмным, невразумительным, если не сказать мракобесным. Однако намётанный глаз историка культуры сразу обратит внимание, что онтологический и антропологический дуализм эманационистского характера, представленный Стивенсоном, далеко не оригинален: в тех или иных разновидностях эта схема мышления присутствует в целом ряде учений, признанных Церковью еретическими, – гностицизме, манихействе, катаризме, павликианстве, валентинианстве и т.д.; в иудаизме к эманационистскому дуализму близко учение каббалы. У нас слишком мало данных, чтобы однозначно причислить трансцендентную медицину доктора Джекила к одному из этих учений, однако их достаточно, чтобы подчеркнуть её ненаучный и даже не вполне религиозный характер.

Сознательно ли Стивенсон транслировал элементы древних доктрин либо случайно пришёл к чему-то похожему в стремлении выйти за пределы позитивной науки, мы не знаем, тем более что для неоромантика, коим называют писателя, теоретически возможны оба варианта. Однако мы в очередной раз убеждаемся в том, что единственным результатом борьбы науки с подлинным, догматически точным христианством является не торжество научно-рационального взгляда на мир, а возрождение тёмных оккультно-эзотерических ересей, казалось бы, давно разоблачённых и побеждённых Церковью.