Больше рецензий

4 января 2024 г. 09:38

89

5

Для меня Новый год — это семейный праздник, который всегда провожу дома. Но однажды мы поехали на новогодние каникулы в Москву. В замечательной квартире в центре города, где мы жили, не оказалось ни ёлки, ни новогоднего декора. Сын (ему тогда было 11 лет) сильно расстроился. Он отказывался встречать Новый год, потому что без ёлки праздник «ненастоящий».

Действительно, сегодня ёлка — это символ новогодних праздников не только для детей, но и для взрослых. Но далеко не все знают, как ёлка стала этим символом, как появилась в России и какие трансформации пережила в дореволюционной России, а потом в советский период. Как раз об этом рассказывает Елена Душечкина в своей книге «Русская ёлка. История, мифология, литература».

Традиция украшать ёлку на Новый год пришла в Россию из Германии. Но и там она появилась только после христианизации. В Европе в Средние века религиозные деятели вели жаркие споры о том, какой породы было древо познания добра и зла.

Одни называли яблоню, другие — апельсиновое дерево, третьи — виноградныи‌ куст. У германских народов считалось, что раи‌ским деревом была ель, которая со временем и превратилась у них в символ древа жизни.

В пользу ели как древа жизни и древа познания существовало множество легенд, о которых подробно рассказывает Душечкина в своей книге. Сыграли свою роль и языческие верования германских племён, у которых ель была «царицей германских лесов». Неизвестно, как именно ёлка превратилась в рождественское дерево, но это точно произошло в Германии.

В России впервые традицию украшать ёлку на Новый год пытался ввести в 1700 году Петр I после своего большого путешествия по Европе. Вместе с переносом празднования Нового года с 1 сентября на 1 января и изменением летоисчисления от Рождества Христова он издал указ об установке на улицах города зелёных растений. Тогда традиция не прижилась, поскольку в ней не было символической основы. Но это удалось сделать супруге Александра I, Елизавете Алексеевне. Она была немкой и хотела привнести традиции празднования Рождества со своей родины. И у неё получилось. Предполагается, что впервые ёлка была установлена в императорской фамилии 24 декабря 1817 года в московском Кремле. Там царская семья проводила зиму.

Но не все были рады этому нововведению. К примеру, в конце XIX века начали бить тревогу те, кого мы сегодня назвали бы экологами и экоактивистами. В газетах появились статьи о вреде вырубки елей и разрушении лесов. Но больше всех рождественская ёлка раздражала православную церковь и ортодоксальную часть русского общества. Церковные власти считали ёлку иноземным, неправославным символом языческого происхождения.

Поскольку ёлка была символом именно Рождества, то эта традиция не укладывалась в идеологию правительства нового советского государства. Но власти не рискнули отменять Рождество сразу же, поскольку за сто лет праздник хорошо закрепился. Появились такие понятия как «Комсомольское Рождество» и «Красные святки». Но позже всё-таки запретили окончательно. Удивительно, что тогда именно церковь заступилась за ёлку. Ещё примерно через десять лет запрет сняли и вложили в праздник новую идеологию: Рождество стало Новым годом, а вместо Вифлеемской звезды на ёлке засияла красная звезда.

В своей книге Душечкина рассказывает, как менялись новогодние традиции от года к году, как менялось восприятие людей, как отмечали Рождество русские эмигранты, как тайно устанавливали ёлки в период запрета и почему ёлка — это не просто новогоднее дерево.

Неудаща