Больше рецензий

3 января 2024 г. 12:32

116

3.5

«Подмастерье» 3/5

Последний ассистент Смерти погиб страшной смертью, и он не придумал ничего лучше, как откопать на кладбище рандомного мужика и устроить ему недельный испытательный срок. По итогам тот должен либо получить работу, либо вернуться в гроб. Повествование ведётся от лица этого ходячего.

Непонятно, почему данный роман отнесли к юмористической литературе: есть пара-тройка удачных шуток, не более того. Сам же сюжет довольно банален, печален – и дыряв.

Суть и детали работы Агентства всадников Апокалипсиса прописаны очень поверхностно. Как известно, всадников четыре, но здесь их пять: Смерть, Мор (Чума), Дебош + Раздор (Война) и Глад (Голод). Живут они вместе и помимо разработки собственных сценариев уменьшения численности населения (например, изобретение новой болезни), выполняют поручения таинственного Шефа (Бога?) по прекращению жизни отдельных индивидуумов.

И тут начинаются вопросы: всадники, во-первых, целенаправленно помогают людям отойти в мир иной, причём довольно коварным способом (толкают с крыши, специально приносят и выпускают муравьёв, пожирающих плоть, откручивают винтики у карусели и т.п.); во-вторых – планы убийства носят единичный характер (например, на карусели им нужно было убить одного конкретного мужика). Это сколько же необходимо времени, чтобы вот так убивать? В штате всего пятеро говнюков, и ни про какие франшизы автор не упоминает. Кроме того, почему прекращения, как они здесь называются, носят не характер судьбы, когда причинами смерти являются сами люди – допустим, в том же парке в неисправности карусели могли быть виноваты сотрудники, которые плохо провели её проверку, – а наёмные убийцы, если называть вещи своими именами. Каковы, блин, правила? Почему каких-то их жертв хоронят друзья-родственники, а кого-то они забирают с собой в загадочное внутреннее хранилище? Как на их исчезновение реагируют люди: как на карусели мужика разрубило на части, наблюдала целая толпа, а у него вообще-то даже родственники были!

Каким образом функционируют организмы всадников – отдельный вопрос. Они, например, едят, но кто-то овощи, а кто-то живых кур заглатывает: последнему пересадили желудок льва, что ли? Пища у них тоже переваривается. При этом выглядят они не как ангелы – некоторые с внешними изъянами, в яркой одежде, – и люди их то видят, то не замечают – какой вариант при каких условиях работает, непонятно, ясень пень. Например, когда они по лесу ломились за влюблённой парочкой с мешком муравьёв, то старались делать это тихо, не наступать на ветки, прятались за деревьями и т.п.

Короче, в плане описания устройства мира книга меня безумно раздражала: не люблю, когда делают на отвали. Мастерски тут выписаны только сцены смерти – со всеми кровавыми подробностями и соответствующей атмосферой.

Главный герой – расслабленный меланхолик, склонный к рефлексии. Пока проходит испытательный срок, вспоминает подробности своей жизни и детали смерти. В нём есть какое-то обаяние, однако симпатии он у меня не вызывал – и я за него не переживала. Вопрос, что стало с его бывшей и мужем-бандитом, из-за которых он и помер, остался открытым (ещё одна печаль).

Если бы не излишнее описание жестокостей, история могла бы получиться умиротворяющей.

«Порученец» 4/5

Главный герой оказывается не лыком шит и выторговывает у Смерти право остаться ходячим. Устраивается работать в закусочную и продолжает депрессовать, потому что не видит смысла в жизни – что несколько обесценивает его нежелание вернуться в гроб, по итогам испытательного срока, но к этому моменту я, честно говоря, уже привыкла к алогичности происходящего. Вскоре появляется Смерть и просит помочь в переправке умерших из их домашнего хранилища в чистилище. Главный герой понимает, что на самом деле от него хотят чего-то другого, однако соглашается – и оказывается втянут в многоходовочку Шефа.

Справедливости ради стоить отметить, что здесь появляются ответы на некоторые вопросы из «Подмастерья» по устройству мира, но очень вскользь, буквально одним предложением – важно не пропустить. …И возникают, блин, новые!

Есть три чистилища – Верхнее, Центральное и Нижнее. А у каждого трупака – выжженный номер на шее, по которому и определяют, кому куда отправляться. Но как они его получают – хз. Главный герой вспомнит, что после условной смерти какой-то чувак положил его на стол, всего изрезал, задавал тупые вопросы, на которые у него не было ответов – а потом заклеймил и вернул на место смерти, где того и нашли. То есть нашли с номером на шее и вытащили из гроба тоже с номером – вопросов ни у кого не возникло? Он что, невидимый? И по какому признаку, али делам, главный герой получил именно этот номер, закрывающий ему путь в Верхнее чистилище?

Через какое время после погребения умерших отправляют на тот свет, тоже неясно: тут это не души, а реальные трупы – полуразложившиеся, с отсутствием каких-то частей тела или вообще скелеты. Если забить на домашнее хранилище Смерти, которое тот зачем-то собирал и теперь решил рассортировать по Чистилищам, ибо срок аренды помещения подходил к концу, то как с остальными-то? Когда их выкапывают? Кто-то из них даже разложиться не успел! Опять же: как всадники успевают делать это чисто физически?

Короче, вопросов в этой части так же много, зато страдания главного героя оказались более резонирующими, чем в «Подмастерье»: чтобы найти смысл жизни, он проводит опросы среди отправляющихся на тот свет. Они делятся своими историями жизни, причинами смерти – и ответами на мучающий его вопрос: ради чего стоило жить. И это было увлекательно, хоть порой и банально. А ещё тут встречаются довольно колоритные покойники, которые интереснее и всадников, и главного ходячего.

В целом, второй роман мне понравился значительно больше первого – и по динамике развития сюжета, и по персонажам, и по смысловой наполненности.

Прочитана в рамках игры «Собери их всех» (дуэль).