Больше рецензий

1 января 2024 г. 16:12

300

5 Спойлер Your silence kills me

При чтении отношение к книге менялось по параболе.

Очень стильное начало, интересный своей несимпатичностью протагонист, интригующее бегство из Лондона и первые посещения виллы Бурани. Я уже предвкушал мистическое путешествие по тёмным водам подсознания, этакий роман становления экзистенциалиста(спойлер: так и оказалось!).

Затем почкующиеся на самих себе слои обмана и манипуляций, приправленные какими-то историями одна удивительнее другой, как сказал бы персонаж Епифанцева в другой экзистенциальной классике. Про Норвегию, про де Дюкана, про нацистов. Ко второй половине действа книга меня откровенно утомила и стала раздражать. Всё это заканчивается омерзительно абсурдным карнавалом ритуального суда, а до конца романа внезапно еще целая треть! Я решил, что терять уже нечего и нужно дойти до конца.

Затем, после возвращения в Лондон, мы получаем неплохое и незатянутое журналистское расследование, интересные эпизоды развития отношений с парой новых персонажей, и вот уже стоим на пороге катарсической развязки... которая оборачивается пшиком, не подводит никакой черты, не демонстрирует никакого роста героев, не отвечает на главные вопросы, возникшие еще до середины романа (их с небольшой натяжкой можно сублимировать до "Зачем я здесь и кто все эти люди").

Закончил чтение с разочарованием и утомлением, вышел покурить... и постмодернистские куски сомнительной субстанции, которую я только что прочел, сложились в монументальный элегический некролог отношений человека и Бога. На этот смысл прекрасно ложатся и все притчи Конхиса, и запутанные противоречивые объяснения происходящего на вилле, и опыт, пережитый предыдущими гостями пленниками жертвами обитателей поместья Бурани. И лондонское расследование, и короткие линии новых персонажей последней трети. И, конечно, финальное противостояние (или же воссоединение - финал открытый).

Во всех этих разрозненных эпизодах, нанизанных на повествование, явно (как в норвежской истории), иносказательно (как в истории про Лилию Монтгомери), или даже людоедски-иронично(история про оккупацию) присутствует зловещая фигура Бога и трагическая - человека, вынужденного как-то реагировать на действие(или бездействие) своего божества.

Всё это вместе не даёт никакого однозначного вывода, но складывается в интересный и меланхолический альманах множества ответов на один и тот же вопрос, а я такое обожаю с тех пор, как прочел "Преступление и наказание".

10 шестерок на одной игральной кости из 10 бросков подряд.