Больше рецензий

AVS

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

31 декабря 2023 г. 10:28

184

5 Литературный десерт

"Судьба подобна благородной арабской кобылице: она не терпит трусливого всадника, но мужественному покоряется".

Бывало ли у вас такое, что вы заходите в книжный магазин с мыслью: "Сейчас я найду классную книгу!" и — действительно! — встречаете среди множества книг на полках ту, что будто бы ждала вас сейчас?

Именно так произошло у меня с "Повестью о Ходже Насреддине". Взгляд мой упал на книгу, и разве могла я устоять перед написанным на обложке высказыванием Д. Быкова: "Эта книга была в свое время так же дефицитна, как "Мастер и Маргарита" и почти так же цитируема, как дилогия о Бендере..."? Открыв книгу и прочитав первые несколько предложений, я поняла, что это прекрасно и что я хочу читать это прямо сейчас (точно такая же история была когда-то у меня с упомянутой дилогией о Бендере, к которому, кстати, мы еще вернемся в данном отзыве).

Так вот, эта книга — счастье, книга — антидепрессант. Книга для исцеления души. Я нисколько не слукавлю, если скажу, что "Ходжа" вывел меня из депрессивного состояния. Он не оставляет плохому настроению никаких шансов! Мне от этой книги хорошо не только морально, но и физически.

Такого наслаждения я не испытывала давно, наверно, со времен прочтения "12 стульев".

Бывают книги, которые я называю литературный десерт. Лакомство для души, причём исключительно полезное для здоровья! Читаешь, и душа поет: насколько чудесный слог, насколько это остроумно, смешно, и серьезно одновременно.

"Мир устроен все-таки неплохо для того, кто носит на плечах голову, а не пустой горшок!"

Так о чем же или о ком же эта книга? Как можно догадаться из названия, главный герой — Ходжа Насреддин. Любимый фольклорный персонаж многих народов мусульманского Востока и не только.

Я, признаться, до прочтения книги имела крайне смутные представления об этом герое. Зато теперь люблю его всей душой! По крайней мере, таким, каким его изобразил Соловьёв.

Лучшую характеристику персонажа дала одна героиня - старуха: "Умом — неслыханный плут, сердцем — чистый праведник".
А еще бродяга, хитрец, бунтарь, философ, гений и мудрец!

По своей природе Насреддин — непобедимый герой. С самого начала очевидно, что из всех передряг он выйдет победителем, вопрос лишь — как. И уж тут его изобретательность не знает границ! И здорово, что непобедим он не просто по воле автора, как это бывает в не очень хорошей литературе, а благодаря своему уму, изобретательности и находчивости.

Также радостно, что, несмотря на очевидную неуязвимость, Насреддин — живой человек. Он может и радоваться, и плакать, и бояться, и гневаться. И поэтому ему сопереживаешь. Но он всегда находит мужество не отчаиваться и искать выход даже тогда, когда это кажется невозможным.

Надо однако заметить, что "Повесть" — вовсе не одно произведение, а два. Написанные в разные годы, при различных обстоятельствах и имеющие заметные отличия.

Первая история — "Возмутитель спокойствия" — авантюрно-плутовская. Главная сюжетная линия здесь — спасение любимой девушки путем мыслимых и немыслимых комбинаций. Книга оставила меня в невероятном восторге и все эмоции, описанные выше, вызваны, как ни странно, в первую очередь этой повестью.

Сюжет второй повести — "Очарованный принц" — завязан на том, что Ходжа должен отобрать у нехорошего человека озеро. Звучит странновато, но что это за озеро и почему его надо отобрать, вы узнаете сами, если прочитаете))

Повесть была написана автором в местах заключения, и, зная это, смотришь на написанное в ней под особым углом. Мне говорили, что эта книга более грустная, но знаете, я такого не заметила. Наоборот, удивительно светлая, добрая и жизнеутверждающая. Более меланхоличная — да. Более философская — да. Но в ней так же много юмора, забавных ситуаций. А в первой — разве меньше в ней мерзких личностей и разве меньше грустного о тяжелой жизни простого народа? Разве не печален эпизод в начале "Возмутителя спокойствия", когда Насреддин приходит к своему дому и узнает, что все его родственники или погибли, или вынуждены скрываться? А суд эмира? Нет, для меня обе книги не являются беззаботно веселыми. Многое, описанное в них, действительно грустно, а смешно становится благодаря блистательному стилю автора и остроумию главного героя.

Мне сложно сказать, почему "Очарованный принц" не произвел того же впечатления, что "Возмутитель спокойствия". Может быть, чуть менее задорный сюжет? Может быть, чуть менее хлесткие шутки? Может быть, я немного устала от непрерывных приключений?

Наверное, мне не хватило эмоций. Повествование довольно спокойное, практически нет больших неожиданностей.

Главный герой как будто утратил долю харизмы. Он здесь больше мудрец и философ, чем плут и возмутитель спокойствия. Он больше стратег, чем импровизатор. В первой книге он противостоит целой системе, во второй — одному главному врагу и отчасти темной стороне в каждом человеке (что прекрасно, но слишком мало раскрыто).

Слегка изменился стиль. Когда читаешь первую книгу, кажется, что это перевод фольклорных легенд (что отчасти так и есть), а когда вторую, видно, что писал русский автор.

Но могу ли я сказать, что "Очарованный принц" хуже? Конечно же, нет!

Совершенно прекрасна тема поиска веры (и речь не про религию). Прекрасна тема преобразования человека. Правда, личность вора как персонажа для меня оказалась какой-то неинтересной, неяркой.

Тем не менее, я рекомендую обе книги от всей души. Легкие, смешные и мудрые, поэтичные и динамичные. Они придутся по душе как детям, так и взрослым, любителям как "большой" литературы, так и веселых приключений.

А Ходжа Насреддин, похоже, грозит сместить с вершины пьедестала моих любимых героев Остапа Бендера. Ибо, будучи таким же весёлым, остроумным и неунывающим плутом, Насреддин по-настоящему благороден. Все его поступки продиктованы благими намерениями: спасти любимую девушку, помочь друзьям, облагодетельствовать притесняемых... Между делом облапошивая льстецов, алчных вельмож и жадных правителей.

Но такой герой, я думаю, не мог бы появиться на страницах книги про советскую Россию. Свободолюбивый и обаятельный плут должен был быть героем отрицательным и в конце понести наказание, иначе бы книга не могла увидеть свет.

Впрочем, есть один момент, который для меня возвышает Остапа над Насреддином: Бендер все-таки никогда не покушался на жизнь человека, каким бы отвратительным тот ни был. Насреддин, конечно, вершит праведный суд, желая избавить город от мерзкого типа, которого, безусловно, следует наказать, но это все равно выглядит жестоко. И это практически единственный момент, который вызывает у меня спорные чувства (если кто понимает, о чем речь, то я имею в виду не финал).

Так или иначе, Остап и Ходжа Насреддин — почти братья-близнецы, трикстеры, нарушители спокойствия, дарящие улыбку и учащие нас жизни.

"Когда будут бить, тогда и будете плакать, а пока учитесь торговать!" (Остап Бендер)

"Судьба и случай никогда не приходят на помощь к тому, кто заменяет дело жалобами и призывами". (Ходжа Насреддин)

Такие герои учат критически смотреть на мир, вместе с тем этот мир любить. Если в первой повести Насреддин показывает нам, что выход есть всегда, то во второй — что если ты все хорошо спланировал и управляешь процессом, то успех на твоей стороне!

Хочется, чтобы таких Насреддинов было как можно больше в реальной жизни!

Возвращаясь к высказыванию Быкова, должна признать, что ни одной знакомой цитаты я не встретила. Возможно, потому что в кругу моих родных и друзей эта книга не сильно известна, в отличие от тех же Ильфа и Петрова.

"Вслед за холодной зимой всегда приходит солнечная весна; только этот закон и следует в жизни помнить, а обратный ему — предпочтительнее забыть".

" — Зачем ты внушаешь несбыточные мечтания? Лучше бы указал способ, которым можно вырвать из молодого сердца любовь.
— А зачем ее вырывать? Пусть себе растет и приносит плоды.
— Но если они горьки и таят в себе нестерпимую скорбь?
— Только у неумелых садовников, только у них".