Больше рецензий

31 декабря 2023 г. 07:28

187

3.5 Розовые облака

Они появились из ниоткуда. Внезапно, словно по щелчку пальца, невесомые сущности, похожие по своему составу на газопылевые розовые облака, впервые были замечены в Антарктиде, где и стали объектом для наблюдения советских ученых. Еще тогда полярниками было замечено, что большим интересом для пришельцев служит материковый лед, а также тяга к иллюзорным формам жизни, которая с каждой новой моделью становилась все более правдоподобной. Там, где простирался плотный красный туман, появлялись знакомые очертания городов, людей и машин, что сбивало с толку простое население. Кто они – эти чужаки? На этот вопрос людям и предстоит ответить.

Роман «Всадники ниоткуда» советских писателей-фантастов Александра и Сергея Абрамовых (отца и сына) служит идеальным полигоном для того, чтобы во всех деталях и подробностях разобрать вполне конкретный пример этакой романтическо-приключенческой литературы, оставшейся для нас как наследие после крушения Советского государства. Это не самая выдающаяся работа, но она имеет все шансы на существование, предлагая широкому кругу читателей взглянуть на историю, где первый контакт с инопланетянами для человечества не окончился трагично, ввергнув обитателей Земли в пучину военного конфликта или природного катаклизма.

Определенно, книга наполнена условным советским энтузиазмом, встречающимся довольно часто в работах той эпохи, когда в будущее писатели, художники, режиссеры и другие деятели культуры смотрели с куда большей надеждой, чем сегодня. Вот и здесь главные герои, в первую очередь, хотят получить ответы, пытаясь разгадать загадку появления розовых облаков, меняющих облик и структуру привычного мира людей, с помощью прикладных наук и знаний, накопленных за долгие годы развития цивилизации. Сделать это не так-то и легко, потому что существа не подпускают к себе никого, окружив себя силовым полем и экранируя в обратную сторону все способы связи.

Абрамовы смотрят с оптимизмом на возможную попытку установить контакт с иным разумом, так как их работа базируется на вполне понятных тезисах, отвечающих как раз за то, что более развитая форма жизни не станет крушить и ломать вокруг себя все, до чего только сможет дотянуться в мире, куда ей удалось добраться. Авторы уверены, что именно человек будет стараться увидеть в гостях из космоса врагов, потому что издревле нас пугает и страшит все неизведанное. Таковы законы психики, социального поведения и структуры самого общества, где любое отличие делает тебя белой вороной, а это само по себе не приветствуется людьми.

Розовые облака, кем бы они ни были, не порабощают планету землян, стараясь навязать им свои мировоззрения или новый миропорядок. Все, что их интересует, заключается лишь в изымании льда с поверхности материков и копирования образов с мегаполисов и их жителей. Для чего они это делают? В романе будет масса дискуссий на данную тему, которые писатели специально дают для читателя, чтобы тот принял ту или иную сторону. Естественно, в контексте событий есть что-то завуалированное, дескать, советские ученые стараются разгадать столь любопытный феномен, а конкурирующий им Запад, в частности американцы, ждут откровенного нападения.

Нужно помнить, что «Всадники ниоткуда» не транслируют какой-либо вражды между нациями, так как Абрамовы лишь иллюстрируют то, что их окружало в действительности, пока они писали свою книгу. Извечная борьба Востока и Запада, капитализма против социализма, а также иные точки зрения в плане науки мешают человечеству прийти к общему знаменателю, что явственно говорит о том, что любая идеология в какой-то степени вредна. Пока розовые обитатели мирно плывут по небу и отправляют массивные куски льда в космос, на земле же идут яростные диспуты, споры и провокации, где участники симпозиумов не способны объединиться и дать четкий ответ.

Естественно, в романе прослеживается четкая линия, которая прочерчена авторами специально для изображения несогласия в обществе, где все критикуют всех, хотя задача перед людьми общая и она не терпит отлагательств. Сколько бы мы не ругались, не выясняли отношений, а пришельцы уже никуда не уйдут. Словно старый мир канул в небытие, а преобразившаяся реальность стала чуточку фантастичнее, открывая для человека невиданные доселе возможности в плане времени, пространства и психофизических материй. Конечно же, это и упомянутые двойники, и путешествия во времени, и соприкосновение с иллюзорными строениями инопланетян.

Очевидно, что Абрамовы сочиняли роман непринужденно, легко и свободно, освободив его от большого количества крови, разрушений и жертв, так как это само по себе претило фантастике советской, где позиция господствующей власти накладывала свои обязательства. Все герои умны, отважны и готовы защитить товарищей, о чем впоследствии не раз будут печатать в газетах или крутить в кино. Образ советского ученого не выбивается за рамки превосходства, но выглядит более выигрышно на фоне их западных коллег, впадающих то в истерику, то в ступор, а то и вовсе в некую прострацию.

Эта книга пусть и лишена взрывов, перестрелок, мордобоя и прочих современных атрибутов жанра, но все равно имеет возможность ухватить внимание своего читателя. Возможно, данная работа уже устарела в каком-то технологическом плане, но базовые принципы взаимодействия людей между собой остались похожими и в нашем время, где страны не могут договориться и лишь выпячивают раздутое эго на всеобщее обозрение. Логично предположить, что пришельцы – это лишь предлог для созревшего разговора о важности диалога, когда многие проблемы могут решаться словами, а не войной или массовыми бедствиями.

Безусловно, мы понимаем, что Абрамовы не подарили миру новый шедевр, который тут же стал растиражирован в печати. Их роман в чем-то излишне романтизирован, местами клиширован, а где и вовсе вызывает наивную усмешку, но при всем этом получает уважение попытка писателей, которые смогли увидеть в пришельцах обыкновенных гостей с далеких звезд, а не врагов или друзей. Инопланетяне тут просто есть и живут по-своему, а люди выдумывают про них черт знает что, опасаясь собственных догадок, сплетен или даже теней за собой. Наша проблема в том, что мы находим опасность там, где ее может и не быть, а это уже граничит с острой стадией паранойи.

Итог: не самая сильная, но адекватная попытка писателей в плане изображения первого контакта человечества с космической формой разума. Легкая советская фантастика, способная скрасить для вас пару вечеров и попутно задать важные вопросы, которые напрямую затрагивают людей, а также их способность здраво оценивать возможности и смотреть на прибывших гостей не враждебно, а с большим кредитом доверия.