Больше рецензий

Ptica_Alkonost

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 декабря 2023 г. 21:16

118

4.5 Чумные истории в обычной жизни

Название у книги крайне нудноватое и такое чопорное, что сразу кривишься, будто лимон проглотил, и никогда не угадаешь, что за жемчужина будет ждать внутри. По крайней мере, думаешь, почитаю, как там оно, чумное время второй половины семнадцатого века было-то. И, признаться, что когда уже дошло время до действительного процесса эпидемии, она как-то мало интересовала, настолько уже занимали герои и их судьба.
Пара слов о книге и об авторе (и чего я боялась читать его произведения, разве что из-за помпезного авторского имени и скучных названий?). Граф Евгений Андреевич Салиас-де-Турнемир, крайне плодовитый автор царских времен и забытый из-за своих сословных описаний в советский период, написал произведение "На Москве" в 1880 году. Этот панорамный исторический роман состоит их четырёх больших разделов и довольно разветвленной сети героев, показательных для своего времени и, как мне кажется, позволяющих оценить дух и ощущения той эпохи.
Пусть вас не обманывает название в скобочках - из времени чумы 1771 г., - тут речь пойдет не о том как Потемкин с чумой в Москве боролся и что делал. Хотя я так думала, приступая к чтению. Роман о другом, и начинается задолго до тотального мора в городе. Автор обстоятельно, как это свойственно дореволюционным писателям, вводит нас в курс событий, приведя вместе с "порченным" Ивашкой в Москву конца семидесятых годов восемнадцатого века. Сначала мы узнаем про Ивашку, потом знакомимся с Улей и семейкой Воробушкиных. Уже на этом этапе история обрастает «мясом», эмоциями, разными характерами и сложными условностями. Причем героями тут выступают не какие-то гении семи пядей во лбу, а обычные люди с разными слабостями и отношением к миру. А далее все идет как круги на воде, оставленные далеко заброшенным камнем. И следить за персонажами становится все интереснее. Мне очень понравилось, что автор не задавался целью выжимать слезу у читателя, чем грешат некоторые из тогдашней когорты писателей, а некоторая тугодумность эмоций ряда героев она и вовсе оказывалась оправданна и эпохой, и образованием и контекстом. Как расширяется круг знакомств у Ули, Ивашки, Абрама, Павлы, так и панорамнее, объемнее видится происходящее. Ведь чумная эпидемия в городе имела свою конкретную точку отсчета, и автор тут в несколько романтичном ключе ее указа, но не сразу про романтичность вспоминаешь в его бытописаниях без особенной выспренности мысли. А от этой точки понемногу, полегоньку инфекция распространилась. Особенно тяжко было смотреть на те проволочки и реакцию общества на том этапе, когда был выявлен очаг и началась дискуссия – а чума ли сие. А то, как убирали с глаз долой в суконной мастерской умирающих «людишек», было очень печально. Но даже к этому этапу повествование придет, если я не ошибаюсь только во второй части книги из четырех. Отдельно отмечу те моменты, которые были связаны с крепостничеством – очень специфичные, сложные и тяжелые ситуации. И Ульяна Борисовна, и Аксинья, например, послужат живым примером драматичности такого процесса. Еще мне понравилось, что герои были разные – были мелкопоместные дворяне, князья, крепостные, холопы, «мужицкие дворяне», религиозные всевозможные чины, купцы, врачи, и каждый был представлен интересно, описан так, что сразу, как по волшебству, рисуется его образ в воображении.
Именно это сочетание повседневных забот разных людей, их чувств, ревности, страдания, любви, зависти, желания «поживиться», провернуть очередную не вполне законную сделку, ненависти, на фоне разрастающихся чумных волн и при общегородских процессах тогдашнего управления, - именно это сочетание дало какой-то эффект «3-д», позволил погрузится в жизнь персонажей, с которыми так непринужденно знакомит автор. Хорошая книга для любителей исторического жанра романов.

Игра в классики
Группа Читаем классику вместе!
Театральный сезон, труппа театра Логики "LAMMO CRIME"