Больше рецензий

25 декабря 2023 г. 14:24

281

3

В "Куколке" как постмодернист Фаулз проявляется намного больше, чем в дебютном прославленном "Коллекционере". Действия происходит в 18 веке, язык наполнен архаизмами, но автор постоянно нас одёргивает, напоминая, что всё это — прошлое, а мы живём в совершенно другом мире.

Группа людей направляется по вглубь Англии, один из них умирает, один бесследно исчезает и весь роман — расследование того, что на самом деле произошло.

Здесь, по всем канонам постмодернизма, смешиваются разные жанры: детектив, готический роман, магический реализм. Здесь вторит и выбор стиля повествования: авторская оптика сменяется записями допросов, всё это перемежается вырезками из исторической хроники. Автор здесь не пассивный наблюдатель, он комментирует события со своей точки зрения, объясняет мотивации героев.

Медленное в начале, повествование постепенно разгоняется и превращается в увлекательный детектив: а что было в итоге, что произошло? Но получи мы ответ, всё было бы слишком просто. Из записей допросов мы получаем разные версии произошедших событий, но выбирать одну из них или отвергать все — решение остаётся на волю читателя.

Отдельно хочется упомянуть одну из главных героинь, Ребекку. Образ раскаявшейся проститутки обладает какой-то особенной притягательностью, Ребекка получилась живой и сильной, для меня её история стала одним из самых интересных моментов романа.

Когда переворачиваешь последнюю страницу, остаётся чувство "а что это было?". Автор в эпилоге даёт некоторое пояснение, которое, впрочем, не особо помогает. Атеист Фаулз обращается к религиозной теме и пишет о важности инакомыслия.

В целом, книга оставила странное впечатление, и "странное" тут не в самом лучшем смысле. Даже после эпилога автора, не до конца понимаешь, для чего всё это было и почему раскрыто именно так. Я рада, что знакомства с Фаулзом начала с "Коллекционера", боюсь, попадись мне в первую очередь "Куколка", к автору я бы больше не вернулась.

Источник