Больше рецензий

Kazim

Эксперт

Мнение Стоика

24 декабря 2023 г. 21:28

631

3 О белом ките замолвите слово. Герман Мелвилл

У каждого из нас есть некая страсть, что-то (или же кто-то) о чём/о ком можно говорить бесконечно долго. Наши глаза горят, и с воодушевлением, с любовью мы говорим о том, что завладело нашим разумом.

Так уж получилось, что страстью Германа Мелвилла, американского писателя 19 века, стало китобойство и, собственно, сами киты. И поверьте мне, эту страсть невозможно не ощутить, настолько человек захвачен мыслями об этом тяжелом ремесле китобойца и его жертвы.

Герман красиво пишет. Он не просто так создал этот роман, ибо ссылается на реальные события, произошедшие в 1820 году и порой поражаешься отваге и смелости людей, которые пошли на риск.

Иногда его проза уходит в такие высоты, где библейская тема сияет и очень красиво играет история Ахава, безумного капитана корабля. Конечно, когда речь идёт о чудовище и погони за ним, мимо Библии не смог бы проскочить ни один писатель того времени, уж слишком благодатная почва для этого.

В таком долгоиграющем романе, казалось бы подобные, немного высокопарные конструкции, сам текст наполненный многими уточнениями, может утомлять. И современного читателя он утомляет, от этого не уйти.

И вот тут мы переходим к тому, о чём можно спорить, ведь как мы знаем, в искусстве нет места объективности.

Для начала, начнём с того, кто такие китобои? Если мы прочтём "Моби Дик", то легко убедимся в том, что это сложная и точно не самая благородная работа на земле (как бы не пытался Мелвилл выставить её престижной, мол, китобои идут от греческих мифических героев). Моряки в таких суднах многим рисковали, их подолгу не было дома, а уж говорить о том, что они жили как зажиточные господа - не приходится.

В результате чаще всего значительная часть экипажа такого корабля - это выходцы из низшего слоя общества, дикари, бывшие каторжники, ну и авантюристы и романтики, куда же без людей в розовых очках. Должного образования и воспитания в высших домах Лондона и Парижа они точно не получали.

Теперь представьте себе как общались эти люди друг с другом, о чём думали, какой культурой обладали. Что же показывает нам писатель? О, в лице Измаила это романтик, мечтатель, мыслитель и космополит. Он открыт всему миру ровно также, как безграничен сам океан. Ахав - не меньше чем библейский герой, в нём само проклятие Сатаны и урок Господа. Помощники капитана не меньшие мыслители - философы, хоть и говорят они чуть попроще.

Согласитесь, при таком подходе не очень во всё происходящее на судне верится.

А сделано это было судя по всему намеренно. Просто, Моби Дик - это театральная постановка. Всё в этой книге посвящено финальному действу. На протяжении 400 страниц автор нас готовит к заключительной погоне, главному акту действа. Как же он нас подготавливает?

Это одно из неприятных особенностей данного произведения. "Моби Дик, или Белый кит" является настоящей энциклопедией по китам. Причём, заметно устаревшей. Например, встречается вот такой абзац:

"Поскольку дыхательное горло соединено у него с каналом дыхала и поскольку этот длинный канал — наподобие великого канала Эри — имеет целый ряд шлюзов (открывающихся и закрывающихся), для того чтобы задерживать поступающий снизу воздух или отключать напирающую сверху воду, — в силу всего этого голоса у кита нет; если, конечно, не прибегать к оскорбительному для него предположению, будто, испуская своё странное гудение, он просто говорит в нос. Но опять же, о чём киту разговаривать? Редко случалось мне встречать обитателя глубин, у которого было бы что сказать миру, разве только приходится ему бормотать что-нибудь невнятное, чтобы заработать на кусок хлеба. Ещё слава богу, что этот мир готов так терпеливо слушать!"

Оказалось, китам есть о чём поговорить, они издают различные звуки на огромные расстояния, рассказывая кто где находится, где можно поесть и так далее. Учёные даже недавно пытались поговорить, но пока получилось только поздороваться с аляскинским горбатым китом и не более того.

Конечно, я не укоряю писателя в устаревших данных, он лишь передал нам все те знания, которыми обладал сам на тот момент. Просто актуальность некоторых нюансов теряется, что-то оказывается ложью и получается уже не столь впечатляющая энциклопедия, которая, к тому же, вряд ли у каждого читателя вызовет интерес, ведь он то думал прочесть про отважного безумного Ахава и его погоню, а не о том, из чего состоят киты и для чего они нужны, на протяжении всего романа!

Ранее я упомянул про одну неприятную особенность. И да, есть ещё вторая.

Меня неприятно удивляет какая-то двойственность писателя. С одной стороны, он восхищается китобоями и их ремеслом. Прославляет моряков, расписывает красочно какие это богатыри, плывущие по далёким водным пространствам, наперекор судьбе. С другой, он в восхищении от китов, этих левиафанов, по настоящему Божественных животных. Можно сказать, они впечатляют своим масштабом и значимостью до мурашек по коже.

И что же, как одно может сочетаться с другим? Так китов надо истреблять, ибо это предназначение человека, или же все же хранить кашалота, как библейское создание, что плавало еще во времена великого потопа? Или же по мнению Мелвилла, одно другому не мешает?

Я как читатель остаюсь в замешательстве.

Что же мы имеем по итогу? Моби Дик - это история о роке. О том, что все в нашей жизни так или иначе зависит от наших поступков, и если мы во что-то свято верим, оно может нас или погубить, или спасти.

Убедительно ли это получилось? Для меня нет, так как я спотыкался множество раз на театральщину, на частенько ненужные как мне казалось подробности и нюансы, а также порой огромные сложные предложения, растягивающиеся словно на целую страницу.

Как произведение для театральных подмостков и кино - это отличная вещица, но просто как книга - мне, как говорится, "не зашло".


Комментарии


Подписываюсь под каждым словом. Убийства и благородство несовместимы. Великолепная, точная рецензия