Больше рецензий

24 декабря 2023 г. 19:39

369

4 Крушение поезда, гибель мужа, тайны незнакомой женщины, религиозная одержимость - как это связано? Узнаете в книге Виктории Селман.

«По собственному опыту я знала, что доверие порой убивает быстрее, чем снайперская винтовка. На людей положиться нельзя – они слишком часто подводят»

Обычная поездка на поезде может обернуться кошмаром: столкновение с грузовым составом нарушила планы людей. Зибе Маккензи удается не только выжить, но и помочь тем, кто пострадал. Идя от человека к человеку, Зиба замечает женщину, на которую ранее обратила внимание, - та читала газету про убийство мальчика и едва слышно что-то шептала. Немедленно Зиба решила оказать ей помощь, только она даже не подозревала, что умирающая попросит ее найти неизвестного, который сделал что-то по мнению женщины. Зибе хотелось бы выбросить слова из головы, только вот загадки она не любит, поэтому намерена выяснить, что умирающая имела в виду. А меж тем в городе вновь начинает орудовать маньяк, который затаился на добрый десяток лет. Связаны ли два эти события между собой и сможет ли Зиба выяснить правду?

Задумка книги интересна: тут и серийник, и профайлер с проблемами в личной жизни, религиозная одержимость, и очень много загадок. Согласитесь, тема профайлер vs серийник не нова, но Селман добавила изюминку в виде религии и странного крушения поезда, и от этого книга заиграла другими красками. В тексте присутствует множество отсылок к известным серийным убийцам: начиная от Зодиака, заканчивая Тедом Банди.
Повествование в книге разделено между Зибой и Рагуилом. Смотря на происходящее глазами Зибы, читатель может заглянуть не только за ширму расследования, но и в жизнь самой героини, в которой не все радужно. А в главах от лица Рагуила можно проследить религиозную одержимость и то, к чему она приводит. Я, как любитель темы с религиозной одержимостью, с любопытством читала историю Рагуила, вылавливая для себя некие звоночки, чтобы лучше понять, почему мужчина стал таким.
Хочу сразу отметить, что мне немного не понравился стиль повествования: главы рубленые, в прямом смысле автор обрывает мысль и продолжает ее в следующей главе, хотя этого можно было не делать; встречались главы на пару предложений и в них я не видела смысла - зачем так безбожно рвать полотно текста, если это не несет никакой смысловой нагрузки или не оправдывает сюжетный поворот.
Но не только рубленые главы были в каком-то роде минусом, встретился и еще один - бесконечные переживания Зибы о погибшем два года назад муже. Ладно, в какой-то мере это нормально и каждый переживает потерю так, как умеет, однако в контексте книги это выглядело слишком притянутым за уши, будто героиня больше ни о чем не могла думать, а такое ставит под вопрос ее профессионализм, да и порядком надоедает факт того, что вместо расследования героиня принимается рассуждать о муже.
Не стоит ожидать резких сюжетных поворотов в первой части книги: бо́льшую часть повествования занимает бытовуха, а вот во второй части Селман начинает набирать темп и подсовывает поворот за поворотом, держа читателя в напряжении.

К слову о героях: они колоритные, местами интересные, но не обошлось и без шаблонов. К примеру, главная героиня Зиба представлена как этакий супер-разум, способный на раз-два прочитать людей, словно открытую книгу, вспомнить подробности дела двадцати пяти летней давности, и при этом успевает за полдня найти всю, абсолютно всю, информацию по маньяку и даже узнает его личность без чьей-либо помощи. Но вместе с этим Зиба бывает откровенно тормозит в самых простых вещах. У меня возник некий диссонанс от того, что Зиба этакий супер-герой, который найдет и накажет всех и вся, но при этом неустанно убивается по мужу, параллельно не замечая чувств, которые к ней испытывает друг мужа.
Маньяк же предстает человеком с диагнозом шизофрении, при этом Селман описывает все «прелести» этого заболевания: он видит ангелов, неопалимые кусты, видит огненные мечи, Бога, слышит голоса, и от него дурно пахнет, и как указывает Селман - это один из признаков шизофрении. Также наш маньяк не гнушается понюхать кокаин, - ну а что, терапия у него такая, - но под конец читателя ожидает необыкновенный финт: маньяк вовсе не шизофреник, ему просто нравилось убивать. Занавес. А для чего тогда были все разглагольствования о шизофрении, ее признаках и последствиях, если в конце оказалось, что он любит убивать? Как-то нелогично вышло, учитывая факт, что читая главы от лица Рагуила, он ни разу не упомянул, что ему нравилось убивать. Но стоит отдать должное, автор отлично описала его поведение и каждый ритуал, без которого Рагуил не может существовать.
И даже с маньяком Селман вставила своего рода шаблон: его насиловали в детстве, а мать была повернутой на религии.
Финал книги меня особо не удивил, потому что его было довольно легко предсказать, но все же мне не хватило чуть больше напряжения, будто Селман не до конца использовала свои возможности, ну и, конечно же, присутствовал намек на следующие части, которые пока не переведены. Но стоит отдать должное, потому что финал вышел очень кинематографичным.

Советую ли я книгу Виктории Селман «Границы безумия»? Скорее да, чем нет. Если вы любите темы профайлинга, - и не будете сравнивать каждого героя с героями Омера, - серийных маньяков и религиозной одержимости, то книга вам будет интересна, по приготовьтесь к тому, что вы будете очень часто упускать основную мысль, потому что Селман решила закончить главу.

Тг-канал «Аннушка уже разлила масло | ANI WEISS»