Больше рецензий

23 декабря 2023 г. 18:04

692

5 Понимающий человек

Повесть "Педагогическая поэма" -- это целая летопись самого Антона Макаренко. Чего только он не встречал на профессиональном поприще! Жаль, что ему пришлось сокращать свой искренний труд, ходить и добиваться печати, называть роман повестью. Талантливейший человек сумел дать беспризорникам в страшное время многое, и важнейшее -- чувство собственной значимости, высшего предназначения человека.
Прочитав книгу, я сразу же посмотрела фильм. По сравнению с книгой -- провал. За полтора часа невозможно рассказать о взлетах и падениях педагога и его училищ.
Это был рисковый человек -- он не боялся начинать с нуля, не имея фундамента и гроша. Человек-оркестр. Но Бог любит таких, даже если такой -- атеист.
Антон Семенович нашел идеальную формулу для себя -- физическое, спартанское воспитание, мечты и науки были основой. Он никогда не заглядывал в личные дела, он считал прошлое прошлым. Да, это было порой опасно -- безоговорочно доверять вчерашнему убийце и жить с ним в соседней комнате.
Но он смог -- он смог сделать людьми сначала первую партию малолетних преступников, потом вторую, третью и т.д. Были и неудачи -- убийство новорожденного в стенах училища, побеги, рецидивы, воровство и гнёт враждебного начальства.
Сейчас педагогов нет -- сейчас есть люди, работающие ради зарплаты, которым не нужны головная боль, нет самоотдачи. А Антон Семенович положил на это жизнь. Это не мало.
Он очень по-отечески относился к ребятам. Бывало, несправедливо -- пускал на самотек, позволяя молодежи разобраться самим. Но это правильно, хоть и жестоко -- люди учаться жить и не перекладывать ответственность на других.
Молодежь любила его и позволяла себе фамильярничать. Его звали просто Антон и делили с ним папиросы. Он мог стукнуть особо ярых -- но первые сироты понимали только силу, как в волчьей стае.
За него стояли горой -- доходило до рукоприкладства. Парни не позволяли никому посягаться на авторитет наставника.
Знаю, что Макаренко позволял себе критиковать Сорокина (наставника ШКИД), а тот позволял себе разбирать методы Макаренко. На то они и коллеги. Первый не выпустил ни одного человека искусства -- инженеры, пилоты, рабочие, педагоги и врачи; второй -- не смог выпустить ни одного рабочего, сплошные люди-гуманитарии.
К концу пути Антон Семенович явно ослаб духом -- он, как престарелый отец, очень надеялся на старших ребят, что уже учились в городе. И те не подвели -- составляли комсомольский костяк и фундамент школы имени Горького, помогали воспитывать сотни беспризорников, что до воспитания были подобно заеденным паразитами бедным диким зверькам (они даже не знали, пардон, что такое клозет).
Сильнохарактерный Антон Семёнович искал для себя пример для подражания и нашёл -- им стали чекисты.
Его методы были новаторскими, но действенными.
Он гордился выпускниками, большинство из которых поддерживали с ним связь в письмах до конца дней. Пути, по которым они пошли, были разные -- но они не стали преступными. Жаль Карабанова -- подобно наставнику, он любил беспризорников, стал педагогом-инспектором, как Макаренко и заплатил за это жизнью своего собственного крошечного сынишки, которого зарезал обозленный сирота.
Жизнь не малина, и Антон Семенович так малолетним бандитам и сказал -- "Малины тут вам не будет!"
Я горжусь такими людьми в нашей истории. Читать -- всем.

Комментарии


Эта книга была одной из моих любимых в подростковом возрасте. Читала её до дыр.


Понимаю Вас)) И ШКИД неплоха, тематика и стиль аналогичны, тоже зачитывалась. Приятно вспоминать.


И Республика ШКИД, конечно, да.


Спасибо за полезный отзыв, я много слышала об этой книге, но пока еще не дошла до нее. Твоя рецензия как напоминание)
У меня в голове есть парадигма, что Макаренко со своим педагогическим подходом - это нечто слишком жестокое по отношению к ученикам. Когда мой сын пару лет назад пошел в школу, я удивилась, что местные учителя в курсе про методы воспитания Макаренко, но, опять же, они рассматриваются в негативном ключе, как антипример. Но здесь в Канаде в светских школах вообще довольно своеобразный подход к обучению и отношению учитель-ученик. Все настолько ненапряжно, что удивительно, как дети вообще что-то выучивают)) Ни тебе домашних заданий в привычном смысле, ни контрольных) Детей не принято ругать от слова вообще, на собраниях максимум, что могут сказать, так это что-то вроде «Ваш сын - такой способный парень, такой умный, в нем столько потенциала и талантов, и ничего страшного, что он, сидя на уроках, дергает остальных, а на той неделе даже пришел на занятия без учебников, - с кем не бывает, это все ерунда, ведь он - один из лучших учеников, и мы им так гордимся, бла-бла-бла» )) То ли дело в еврейском хедере, - дисциплина, все дела) Сын ходит и в обычную, и в еврейскую школу, и больше ему нравится в обычной - думаю, из-за свободы, которая там предоставляется. 
Скажи, а как тебе Януш Корчак и его подход к детям? 

Считаю Макаренко -- эталон для колоний. Его девочек мальчики очень уважали, бывало и до свадьбы между воспитанниками доходило, до него сексуальное насилие в спецшколах (что без таких педагогов сейчас в наши дни очень распространено, между полами и однополые, за плату старшакам, которую берут такие малолетки- волчата как в "слове пацана" или их инспектора) было нормой.
Насчет Януша -- честно,не знакомилась. Сделаю и отзовусь.
Школы у тебя -- если б у нас не гнобили и гробили под копирку, была б другим человеком. У нас только учатся поддерживать дисциплину в переходном возрасте. Объяснять предмет дострйно могут только советские и постарше.
Еврейские школы -- я думала, там нет такой дисциплины (смотрела ролики), в мусульманских гос-венных есть дисциплина но не бьют, в частных у знатоков Корана -- бьют и принуждают к работам (по дому и на земле). Это исключит испорченность (дети устают и им не до полового развития) между интернатскими.


Ответила на коммент, но не в твоей ветке, а в моей, по-моему.


Если детям необходима корректировка воспитания и они до такой степени агрессивны, то, наверное, действительно, более мягкие и лояльные способы будут малоэффективны. Мне кажется, с такими случаями нужно обязательно работать еще и психологам, чтобы не просто переломить поведение ребенка силой/страхом/авторитетом, но и понять, что послужило причиной такой агрессии, что стало отправной точкой. Ведь дети становятся жестокими не просто так. Это знак того, что в окружении творится что-то не то, и хорошо бы выявить первопричину. Конечно, на практике вряд ли кто будет этим всем заниматься, тем более в массовом порядке.
Януш Корчак писал как детские книги (тоже крутые), так и пособия для взрослых на тему педагогики. «Уважение к ребенку» и «Как любить ребенка» - две очень классные книжки, мне они очень нравятся. 
А что за «слово пацана»? Звучит как что-то тюремное) Это фильм?
Наслышана про буллинг в школе, ужасная вещь, травмирующая всех участников издевательств((
Еврейские школы бывают разных типов: есть обычные, там преподают светские предметы плюс еврейские традиции и религию, обучение чаще всего раздельное (в моем родном городе была одна всего еврейская школа, там мальчики и девочки учились на разных этажах, но иногда это раздельные здания). В таких школах очень дружелюбная, домашняя атмосфера, маленькие классы, учителя носятся как с родными детьми, я прям с теплотой вспоминаю те года) А есть хедеры - ультрарелигиозные школы, где учатся только мальчики, изучая одну лишь Тору и все, связанное с религией. Никакой математики, никаких светских наук. Эти хедеры расположены в отдаленных закрытых общинах, как правило. Мальчиков туда отдают лет в 5-6, они живут без родителей и учатся в режиме нон-стоп, иногда приезжая домой на шаббат. Режим дня и дисциплина там супер строгие. Много всяких правил. Обычно после хедера ученики идут в ешиву и потом, после женитьбы, в коллель. В хедерах тоже практикуют физические наказания, и вообще особо не церемонятся, не смотрят на состояние ребенка - болеет или нет и тд. Играть детям не разрешается, так как это считается пустой тратой времени. Такой вот экскурс по школам) 

К сожалению, если скажешь школьному психологу, велика вероятность лишения детских прав -- такое было в нашей. Отвращающе очень..
Нет, не суфии (знаю, они злоупотребляют, но тут сунниты) пару знакомых в нацобщине мастеров чтения Корана и другие, склонные к мистике, всё время ищут чудес в повседневности.
Отлично про твою школу-- так и надо воспитывать, я полагаю.
Слово пацана -- последний тренд, просто загугли.
Насчет хедеров -- община, ступив "выше" на две ступени, их школы вообще не отличаются от еврейских школ. Бывает там пару девочек, но они такие загнанные и дикие -- больно смотреть.
Всё как ты сказала плюс антисанитария и почти каторжные работы (если в частном доме)