Больше рецензий

22 декабря 2023 г. 21:30

480

4 Книга воспоминаний несимпатичного человека о судьбе семьи английских аристократов.

При выборе романа для чтения я ориентировалась не только на знакомство с классикой, но и на любимую эпоху, что рассказ будет об интересных людях начала 20 века, плюс будет антураж то ли старинного замка, то ли атмосфера аристократического поместья с интересной историей семьи, обязательно будет ни на кого не похожий главный герой. Одно это уже привлекало:) Ожидания были огромные. Тем более после понравившейся "Сенсации" Ивлина Во.

Но на протяжении первых двух частей книги меня преследовала "Тайная история" Донны Тартт. Её я прочитала раньше "Брайдсхеда" и параллели в героях и сюжетах теперь явно бросались в глаза. Это мешало погрузиться в атмосферу книги, Англию 1923 года. Потом это прошло, но стало только хуже. Вроде и язык прекрасный, и хочется узнать о судьбах героев, но сюжет расползается и тот, кого ты считала главным героем романа просто исчезает, а главным становится совершенно другой, его друг, неинтересный, однообразный эгоист- художник.

Кстати, я поймала себя на том, что долго не могла сформулировать, о чём же роман Ивлина Во. О ком он? О студентах? О дружбе? О семьях? О нравах начала 20 века? Или об алкоголизме? О потерянном мире?  Половина книги прочитала, а в растерянности.

Под конец возникло ощущение, что роман этот о судьбе художника, о том, где он учился, рос, что и кто влиял на него, во что это вылилось в итоге. Читая главы о главном герое, художнике Чарльзе, я вспомнила другого художника, из советской комедии "По семейным обстоятельствам", где мама уже стареющего живописца расхаживала на выставке сына и говорила всем, что именно она надоумила писать старые деревянные домики, уходящую натуру, ведь всё потихоньку сносят и перестраивают. Вот и в романе Ивлина Во похожая история, и, возможно, именно она подтолкнула  сценаристов советского фильма к подобному сюжету. Но это так, отступление:)

Чарльз для меня не симпатичный герой. Хотя бы потому, что он хитрый приспособленец, занимающийся только собой, называющий родных  детей от нелюбимой уже жены "её дети", не думающий о репутации любимой женщины. Человек, пользующийся другими людьми, бонусами от связей и знакомств, делающий вид, что он лучше других- такой человек явно не может быть симпатичным. А роман- это воспоминания данного хлыща. Воспоминание о Брайдсхеде и его владельцах, знатной семьи английских аристократов, о судьбах этих людей. Больше всего меня удивило, что писатель уделял огромное внимание молодому лорду из Брайдсхеда, а потом, можно сказать, бросил его, перенёс внимание на других героев, и только в конце романа вскользь упомянул о судьбе уже стареющего и спившегося лорда. В общем, книга-то стоящая, но будто недоработанная.

До самого конца романа меня преследовало ощущение какого-то расплывчатого  повествования. Так я с ним и осталась. И именно из-за этого чувства неопределённости на протяжении всей книги, я не могу поставить высший балл, а ставлю 4 из 5. Не стал роман любимым, не уверена, что скоро сяду его перечитывать (но когда-нибудь наверняка).

И да, "Возвращение в Брайдсхед" начала 20 века у меня по ощущениям в тесной связке с романом "Тайная история" конца того же 20 века.

Допускаю, что я чего-то не поняла в романе, упустила и при повторном чтении это выправится. Возможно.