Больше рецензий

20 декабря 2023 г. 17:18

761

5

Ах, какая книга! Как здорово, что она мне попалась, и я прочла ее. Книга о творчестве, сомнениях, трудностях, но несущая такой заряд жизнелюбия, оптимизма! Поэма жизни Огюста Монферрана, сочинившего и построившего Исаакиевский собор Петербурга.
Француз, непросто ему приходилось пробиваться в Петербурге. Какой-то рисовальщик, говорят, что он пробился к императору Александру I еще в Париже, после победы над Наполеоном, и преподнес ему альбом своих архитектурных проектов.
Но кроме архитектурного образования Монферран еще и капитан наполеоновского войска, участвующий в боях против русских, заслуживший за храбрость и мужество орден Почетного легиона.
Спустя несколько лет он явился в Петербург, имея рекомендацию как рисовальщик от знаменитого часовщика Бреге, к генералу Бетанкуру, гениальному инженеру, который возглавлял комитет по градостроительству. Здесь Монферран стал сначала чертежником, а вскоре получил от Бетанкура поручение создать проект главного кафедрального собора России. Монферрану – 30 лет. Но совершенно удивительная вера, что он сумеет своего добиться. Архитектор представил Александру I 24 проекта собора, император остановил свой выбор на 5-главном храме в классическом стиле.
И вот 1818 год – торжественная закладка храма.
На эту стройку уйдет вся человеческая жизнь, о чем, видимо, и думал Бетанкур – нужен был не только талантливый архитектор, но и молодой, чтобы ему хватило времени, хватило жизни довести дело до конца.
В книге и история страны – декабристы в 1825 году, вышедшие на Сенатскую площадь как раз возле стройки, и холера, и наводнение 1824 года…
Как много всего в этой книге: взаимоотношения с гениальным Карлом Росси, одним из величайших мастеров века, создавшим современный облик Санкт-Петербурга, и непростые отношения с Карлом Брюлловым, начавшим роспись плафона главного купола.
Вот одна такая человечная деталь: в оформлении убранства дверей собора образы святых делались с рабочих, строивших собор. На нас смотрят люди, чьим трудом, потом создавалось это здание.
Август Августович (как называли Монферрана в России) представлен в романе необыкновенно человечным, возможно, это личный взгляд автора, но мне это импонирует: его отношения с мастерами, рабочими, слугой – крепостным, которого он выкупил у помещика, заплатив великолепными наградными пистолетами, подаренными ему генералом как лучшему стрелку конногвардейского полка.
Очень хороша любовная линия, его отношения с женой – романтична и бесконечно тепла.
Ложку дегтя в бочку с медом романа я все-таки добавлю. Слова Монферрана об Александровской колонне, что, мол, он хочет сделать этот памятник как искупление французов за Бородино и Березину вызывают у меня скептическую улыбку.
Роман, на мой взгляд, несет столько добра, света, не говоря уже о его познавательности. Как хороши строки, где автор описывает путешествие Огюста по Италии: Равенна, Рим, Флоренция, Венеция с их знаменитыми соборами!

«И потом упал на колени перед ним и почувствовал, что плачу. Нет, нет, я плакал не от зависти (я знаю теперь, что могу не меньше, чем его создатели), хотя и гению не грех позавидовать его творцам — но я был потрясен ясностью, свободой и высотой духа…»

картинка SantilloPublicly
Портрет Монферрана кисти Эжена Плюшара.

«Храмы должны пробуждать души, волновать совесть. Должны утешать слабых и устрашать тиранов, даже если возводятся по их повелению…»

Советую!