Больше рецензий

16 декабря 2023 г. 09:13

180

3 Хотите потеряться в бесчисленном количестве героев? Тогда эта книга для вас.

«Даже если тихие воды глубоки, в них нет течения, они никуда тебя не влекут. Просто в конце концов смыкаются над твоей головой»

1966 год, Балтимор. Домохозяйка Мэдди Шварц потеряла себя в счастливом и успешном браке. Встреча с одноклассником, влюбленным в нее в школе, запускает важные изменения в жизни Мэдди - она понимает, что больше не любит мужа, и принимает решение уйти от него. И вот она одна в съемной квартире (16-летний сын сам остался с отцом). Чем ей теперь заняться? Кем она может стать, кроме как верной женой и любящей матерью?
Случайно Мэдди находит тело пропавшей 11-летней белой девочки, а потом - тело афроамериканки, исчезнувшей уже три месяца назад. Эти находки будоражат Мэдди и она принимает решение, которое кажется ей единственно верным, стать журналистом.

Мне совершенно не понравилась структура книги: главы от лиц разных героев, которые появляются всего раз. Для примера оставлю краткий список, - не все герои в него войдут, - от лица кого было повествование: Мэдди, главная героиня, Уоллис, бармен, патрульный, официантка, полицейский, подозреваемый, колумнист, школьница. Окей, бывают книги, в которых такой прием кажется уместным, не сбивает с темпа, да и в целом позволяет выстроить единую картину. Но в контексте книги «Леди в озере» прием уже не кажется таким уж уместным, каким-то чужеродным. К самой задумке сюжета нареканий нет: тут переплетение детективной истории и остросюжетной драмы с общественно-социальными проблемами, которые были актуальны в шестидесятых годах. И вроде бы кажется, что все хорошо, однако топорная реализация и совсем никакущее раскрытие проблем портит первое впечатление. В какой-то момент мне показалось, что Липпман слишком увлеклась, создавая всю эту иллюзию, царящую вокруг читателя, отчего и вышло то, что заявленных саспенса, мастерской работы автора и романа, заставляющего тебя читать, и в помине нет. Просто книга, просто сюжет, просто финал.
А еще мне не понравились временные скачки, совсем не линейные, которые также постоянно сбивали, как и смены лиц, от которых идет повествование.

Итак, попробуем разобраться в целой куче героев. Хотя, это будет легко, а все потому, что герои не вызывали абсолютно никаких эмоций: ни эмпатии, ни сопереживания, ни жалости - ни-че-го. И это не из-за того, что они плохо прописаны, вовсе нет, все из-за того, что каждому герою уделено слишком мало внимания. Ты только начинаешь привыкать к персонажу, как-то понимать его, как тут резко Липпман перебрасывает к другому герою и все - нить потеряна.
К примеру, Мэдди, - главная героиня, - сначала хотелось поддержать ее, но потом из-за постоянной смены лиц теряешь связь даже с ней. Плюс и Мэдди, и Клео показаны поверхностными девушками, которые мечтают только об одном — деньгах и мужчинах при деньгах. С одной стороны, можно объяснить такое поведение показываемой эпохой, - шестидесятые годы, проблема прав женщин и прав черных в США, - и поэтому они стремятся таким образом закрепиться в обществе - с помощью денег. С другой стороны, герои ине должны быть абсолютно хорошими: у всех есть свои грехи и слабости, но в книге получилось слишком топорно, слишком скучно и слишком поверхностно. Липпман придумывает свой мир, построенный на определенных проблемах и принципах, но не дает познакомиться с героями нормально, даже через привычный быт, - были попытки описать его и жизнь некоторых персонажей, - но слишком пресно и скомкано.

Пару слов о раскрытии поднятых проблем. В книге можно выделить две главные темы - расизм и права женщин. Так или иначе показывается, как женщинам сложно было устраиваться на работу, как к ним относятся, если они одни в клубах для джентльменов, как женщины относятся друг к другу из-за недоверия и своеобразной конкуренции. Попытки Мэдди, которая хотела самореализоваться в журналистике, описаны неинтересно, хотя стоило бы постараться, чтобы раскрыть заданную тему. Высказывания в духе: «Она использовала это его влечение для своей выгоды, но ведь так поступают все девушки, это в порядке вещей», героиня тем самым хотела оправдывать свои действия обобщением или действительно так думала? И подобных высказываний было слишком много, но никакой основой для поднятой темы они не были. А вот с темой расизма получилось более удачно, именно эта тема, которая не вызывает противоречий или диссонанса, раскрыта Липпман почти идеально.
Каким же был финал у истории? Что кульминация, что развязка вышли скомканным, точно Липпман в спешке дописывал книгу, лишь бы закончить и забыть. Нельзя назвать финал очень плохим, нет, он такой, какой есть, но мог бы быть и лучше. Хотя... Что ожидать от книги, где действующих героев с десяток?

Советую ли я книгу Лоры Липпман «Леди в озере»? Хотите потратить свое время в пустую? Тогда берите эту книгу. А если хочется чего-то более тонкого, продуманного и интересного - обходите эту книгу стороной. Ну правда, оно вам надо постоянно разрываться между десятком персонажей, которые не играют особой роли?

Тг-канал «Аннушка уже разлила масло | ANI WEISS»