Больше рецензий

RoxyFoxy

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 декабря 2023 г. 11:09

223

5 Восхитительно, но на любителя

Уже после первых маленьких четерых глав я знала, что мы с “Сагой” точно подружимся. Несуразность ситуаций, яркие персонажи, сочная проза и прям “наскок” на сюжет — все это предвещало отличное чтиво. Но оказалось все намного глубже, чем просто “чтиво”, вплоть до того, что на полном серьезе думаю добавить эту книгу в мою media studies подборку, хотя разумеется, все, что произошло там - фикшн. Те же первые четыре главы, где представляются главные герои и сама суть ситуации, кстати, сразу же покорили и мужа, но ему так сильно как мне не повезло — на английском книгу сложно найти. И вот, закончив, могу сказать, что несмотря на то, что автор немного намудрил, книга в “любимом”, но при этом понимаю, что это не рекомендация, потому что ну уж слишком на любителя и фаната медиа / сатиры / абсурда.



***

О чем книга?
На самом деле, об этой книге я ничего не знала и это добавило эффекта. Поэтому спрячу сюжетные ходы и персонажей под спойлером.

В плане сюжета и истории...
В плане сюжета и истории - о четерех не самых удачных (а точнее самых неудачниках) сценаристах, которыми решили закрыть дыру в телевещании. Ну вот они, окрыленные хоть какой-то возможностью сделать что-то и абсолютной свободой, создали действительно стоящее “мыло”. Кухня создания такого сериала, так называемые писательские комнаты, немножко различных возможностей для сценаристов, немножко “убивания” персонажей, некоторая производственность сериала — все это первая часть. Вторая часть - afterparty, то, что случается после такого успеха/падения/приключения. Она уже достигает прямо сюра / абсурда, но при этом я не сказала бы, что меня это сильно напрягало. Мне безумно понравилась первая часть, но вторая часть, несмотря, а может даже и из-за сюра и абсурда, придала больше смысла и серьезности первой, более игровой и реалистичной части. Да, все персонажи получили чего хотели, и вроде бы все справедливо. Но какой ценой? И действителньо ли это был рост или возвращение на круги своя?..
свернуть

В плане тематики… Ох, здесь много всего понамешено. И еще больше, сказала бы так, личного.

Во-первых, ностальгия. Ностальгия по нормальному телевидению для зрителя, которое как часы идет в определенном ритме, не сбиваясь с него, отсчитывая не только прайм-таймы, но и саму жизнь. Дополняя, украшая, и даже помогая убежать иногда от нее. Ностальгия по тому, что почти полностью исчезло либо с полнейшим погружением в хтонь либо со стримингивыми сервисами. В плане первого - возможно, есть еще точка возврата. Но со вторым… разрушена не только текстура этого медиа, с програмами, брендингом, своим собственным ритмом и “вкусняшкой”, аудиторией и даже теми ненавистными (но вполне адекватными и предсказуемыми) рекламными паузами, но и сами писательские комнаты (writer’s room), где создавалось такой вот TV. И вроде бы как-то они и возрождаются потихоньку, спасибо забастовкам и новым контрактам, но все равно уже совершенно не тот формат, совершенно не та профессия, что была раньше. И вот этот дух того, когда это было на пике и в самом соку, — им пропитана книга. Хотя кто знает, может телевидение все-таки вернется, все-таки стриминги начинают шататься потихоньку… Но это уже не про книгу, а про нашу реальность.

Во-вторых, творчество. Мне кажется, эту книгу можно назвать производственным романом, потому что мы полностью наблюдаем за взлетами и падениями этой маленькой команды, которой дали абсолютную власть в своем воображении — главное, чтобы бюджет был маленьким. Они расправили крылья и полетели… не одиночно, не под боком у гения, не в своих мечтах, а все вместе. Каждый принося свою самую сильную сторону, Жером - мстителя, Матильда - любовь и романс, Луи - развязка и самые крепкие сюжетные ходы, в то время как Марко - энергию юности, совесть и вдохновленность. И на их творчество фриков откликнулись… сначала такие же как они, на обочине жизни, первые фанатские письма, а затем оказалось, что эта честность, эта мечта, этот полет фантазии, это создание лучшей реальности — оно начало как магнит притягивать души всех людей. И как обычно бывает… с известностью приходят рамки (ну или попытка поместить творца в клетку). Ну а потом можно угодить в ту же ловушку, которая и довела тебя до дна в первый раз. Как говорится, все возвращается на круги своя… Но с другой стороны, этот полет, это приключение, эту Сагу было настолько прекрасно проживать вместе с Марко, юным сценаристом, которому наконец-то выпал шанс и он очень ему благодарен… И это приключение — создание чего-то крутого — оно само по себе важно. А вообще эта книга дает очень много пищи для размышления на тему творчества, власти, которое оно может дать, а затем (вторая часть) и про ответственность тоже есть. Книга-медитация для творческого человека.

В-третьих, она о нас самих, об обществе, культуре, медиа. Очень много презрения к “мыльным операм” и телевидению. Да, возможно Дом-2 - это отрыжка общества, но был же Дом 1, был Форт Боярд, был Орел/Решка… и так же с сериалами, на каждый трешовый есть “Во все тяжкие”, на тупую мыльницу есть тот же “Клон”, “Дикий ангел” или “Великолепный век”, и да, мозги не особо развивает, но чем плохо такое отвлечение от реальности? И как раньше было - повод со-единиться с чем-то большим, чем только твое “я” и пару близких, опять же к тому времени, когда были “события”, как фиолетовая свадьба, к примеру, а не каждый в своем смартфоне… Окрыленные сами, сценаристы не только погружали людей в свое безумие, они давали им мечту и историю… но потом вмешался бизнес. Потом вмешалось эго. И начались мелкие войны. Которые закончились мини-катаклизмом и оказались главной дилеммой книги: ответственность творца перед тем, кто доверился ей/ему.



***

О персонажах, стиле и прочем.
Книга начинается с коротеньких глав, где показываются “старшие” ребята из команды: Луи, “бывший” во всех смысла слова, заставший свою бывшую жену мертвой пока ее новый муж был в отпуске, Матильда, романистка “глупых” женских романчиков в момент предательства своего любимого и бизнес-партнера, и наконец Жером, в момент предательства, когда его шанс на достойную жизнь и карьеру оказывается украл другой сценарист… Каждый из них выброшен на обочину жизни, и предан, потерявший буквально все. И, наконец, рассказчиком будет Марко — новоиспеченный сценарист, который обожает телевидение и безумно благодарен любому шансу создать хоть что-то в своей жизни, полный нуб, как говорится. Их берут на самую невзрачную работенку - писать мыло, просто чтобы заткнуть эфирное время в самый спящий час. Они и пишут… И мстят. Мстя мне особенно понравилась в этой книге. Из-за того, что ощущалась так приятно, так сладко... а потом пришлось задуматься, а это важно в таком деле...

Стиль - прекрасен. Очень сочный. Рассказчик, Марк, на самом деле интересный, немного наивный персонаж, и что бывает уж очень редко — претенциозный, но в очень милом ключе. Структура совсем не хромает. Мне кажется, не было не затянутости, не недоговорок. Почему не было переписанной серии? Потому что она и не нужна была, сам факт того, что они нашли в себе силы вернуться и тем самым выврваться из своих капканов — это было важно. Зачем нужна вторая часть? Потому что жизнь не заканчивается один только проектом, и жизнь совсем не о проекте, даже если оно и останется одним из самых ярких пятен и трамплином для чего-то лучшего. А лучшее ли это было? На самом деле, мне показалось, что после Саги это не был Хэппи Энд. Только один персонаж вырвался из капкана, хотя он в нем и никогда-то и не был… И в таких почти-концовках можно найти много символизма тоже. Творчество для денег и славы, творчество для маркетинга, творчество в тени — какой из этих путей выбрать? Что делать и как быть? Вот здесь есть где покапать. И таких вопросов - ответов можно найти множество, потому что мудрая книга получилась. И структура самое то.



***

Вердикт: конец года просто поражает своим количеством ВАУ книг. К сожалению, эти вау книги сложно найти иногда и в бумаге, и в электронке, а про английскую версию вообще молчу. Но я очень рада, что так много таких подарков. Книга - отличная, но на любителя. Буду перечитывать и если умудрюсь найти в бумаге, то без вопросов покупаю сразу же и будет она у меня в самых почетных рядах стоять.

PS а еще книге спасибо за улыбку на лице. И из-за юмора. И из-за милоты. И из-за напряжения. И из-за какой-то сказочной атмосферы. В общем, эта книга у меня теперь асоциируется с улыбкой, потому что даже вспоминая ее и когда писала эту рецензию -- улыбалась. Книга - улыбка для меня, оказывается :)

-----------
Найдена благодаря "Кот в мешке"
Прочитана еще в Собери их всех