Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

14 декабря 2023 г. 16:25

275

3 Отравленные аттрактором

Откроешь глаза и увидишь, что никого не осталось.
Ты хотел лишь немного тепла и любви самую малость.
Ты хотел бы проснуться, и будто бы все приснилось,
все показалось.

У Алисы Веспер из Эстонии семь с половиной тысяч подписчиков в Телеграме (что очень о-очень много для телеги где весьма заметные книжные люди вполовину от этого количества не имеют), широчайший кругозор, невероятное многообразие интересов и абсолютное неумение писать прозу, складывая слова в осмысленный связный текст.

Это главная проблема "Последней секунды вселенной". Потому что идея совместить НФ с фэнтези, на самом деле вовсе не революционная, сформулированная еще Артуром Кларком*, и реализуемая авторами разного уровня - эта идея продолжает оставаться перспективной. С ней можно работать, вопрос - как? Яркие живые герои в фантастическом антураже и потрясающее языковое богатство Кэтрин Валенте; масштабная, сложная, тщательно прописанная картина мира, мощная драматургия Норы Кейта Джемисин, я уж не говорю про Кинга и Пратчетта или вот это вот все?

О чем вообще книга? Мир движется к концу, вот вот вселенная схлопнется и виновата в этом некая раса разумных существ, сверхсуществ, надо полагать, в незапамятные времена овладевшая сверхтехнологиями для обретения бессмертия и построившая с этой целью аттрактор, аккумулирующий энергию, главным образом магическую, вытягивая ее из всего множества обитаемых миров, которых многие тысячи, и ни один из них не похож на другие, Впрочем, тут авторская фантазия пробуксовывает - поди придумай что-нибудь осмысленное, если походя заталкиваешь героев в мир с четырьмя (!) солнцами, представить страшно, какая там гравитация, радиация, и это не говоря о температуре. А Стругацкие зачем-то мучились, объясняя вогнутость горизонта Саракша для наблюдателя особого рода атмосферной рефракцией.

Но так или иначе, эти существа, которые не кто иные, как темные эльфы - иногда они все же являлись людям в этом своем облике стройных сказочных красавцев и красавиц, эти эльфы истощили вселенную и она начала коллапсировать. Процесс, медленный поначалу, ускоряется по экспоненте и скоро всему придет кирдык. А на фоне этих драматических событий без видимой цели скачут между мирами две девушки и двое юношей. То есть, не то, что совсем без цели, друзья ищут потерявшуюся Саншель и заодно уж способ спасти вселенную, чего мелочиться. Они как бы друзья, но как бы и не вполне, и кое-кто из четверки люди, а кто-то вовсе нет.

А где-то катит по рельсам, спасаясь от надвигающегося океана, город Аньесхеде (Алиса Веспер читала Мьевиля); где-то есть мир Библиотеки (Борхеса тоже читала); еще где-то в замке посреди тронного зала восседает Ведьма в таком длинном платье, что оно покрывает весь пол, и героиню по имени Аннабель интересует, как она ходит, хотя должно бы заинтересовать - как отправляет естественные надобности. Ведьма вроде бы персонаж отрицательный, но на деле она фронтир борьбы с расползающейся под руками тканью времени-пространства.

И из всего этого могла бы выйти недурная история, учитывая эрудированность авторки, ее яркую фантазию и удивительную порой поэтичность ее языка. Но Алиса демонстрирует полное пренебрежение читателем, роман так и остается несвязной окрошкой фрагментов, зачем-то озаглавленных в произвольном порядке четырьмя "П": проклятие, пророчество, парадокс, пробуждение. Нет, сваленные вперемешку мышь Эйнштейна, Риман, Ницше, etc не делают из книги Теории почти всего, как множество собранных в кучу стоимостей не создает ценности.

картинка majj-s

Тебе снится вода, колонны, пещеры и лица.
Электрон не волна, не метафора, не частица.
Еще несколько слов – и все должно измениться.
Ты боишься? А кто не боится?

*третий закон, Кларка: "любая развитая технология неотличима от магии"

#современная российская литература, янгэдалт, фэнтези, Алиса Веспер, множественность вселенных, теория почти всего, Литрес, NoSugarBoks, АСТ

Book Addict Читаем с Майей

Комментарии


Раз вы видели канал, то должны понимать, что у автора имеются особенности мышления благодаря РАС. Это и делает творчество таких людей необычным и привлекательным. Ваша оценка является примером шаблонного мышления, автор не должен подстраиваться под аудиторию и терять индивидуальность. Это не работа по найму, а творческий акт.