Больше рецензий

14 декабря 2023 г. 12:40

208

3.5 Горе от ума

В сборник входят две повести (или рассказ и повесть) – «Фрэнни» и «Зуи».
1. Первый рассказ повествует о встрече Фрэнни с её возлюбленным Лейном. В ресторане у них происходит сумбурный разговор, в результате которого Фрэнни приходит к выводу, что Лейн её не понимает, что он представитель напыщенной молодежи, богемы, которая только и делает, что сплетничает и прожигает жизнь. Разговор заканчивается обмороком Фрэнни.
Дочитав рассказ, я пришла в недоумение – о чём он? Почему Фрэнни так нервно реагирует на слова Лейна?
2. Повесть «Зуи» как раз и раскрывает причины такого поведения Фрэнни.
В семействе Гласс семеро детей, каждый из которых в свое время участвовал в радиопередаче «Умный ребенок». Все дети очень начитаны, умны и талантливы. Но все эти разносторонние знания не принесли счастья ни одному из них. Старший сын – Симор -покончил жизнь самоубийством в 28 лет, второй сын –Бадди – живет отшельником в глуши без света, без телефона, Зуи – прожженный циник, Фрэнни в экзистенциальном кризисе.

«А еще у нас и комплексы «Умного ребенка». Мы же так всю жизнь и чувствуем себя дикторами. Все мы. Мы не отвечаем, мы вещаем. Мы не разговариваем, мы разглагольствуем»

Такое «горе от ума» и привело Фрэнни к духовному кризису: она не видит смысла в жизни. В комнате Симора она нашла книжечку о русском страннике, который путешествуя по России ищет ответ на вопрос: что значит молиться неустанно. И найденный ответ таков - это значит беспрерывно шепотом произносить: «Господи Иисусе Христе, помилуй, мя!».
С помощью этой молитвы Фрэнни надеется достичь душевного просветления, озарения. Её брат Зуи не согласен с тем, что только «шептание» поможет сестре выйти из кризиса. В разных религиях диаметрально противоположное отношение к способу достижения истины, о чем и говорит Зуи. В своей цинично-насмешливой манере он пытается объяснить сестре, что она становится просто эгоисткой, когда высмеивает напыщенность преподавателей в колледже, приземленность Лейна, несовершенство мира. Прямой разговор не приводит к результату, и Зуи идет на хитрость: из соседней комнаты звонит от имени брата-отшельника Бадди. Фрэнни не сразу, но догадывается, что это Зуи. Но по телефону, не с глазу на глаз, разговор приводит к успеху. Зуи удается найти нужные слова, чтобы дать Фрэнни силу (внутренние ресурсы), на которые она сможет опереться. И этим ресурсом становится её актерская деятельность.

«Но я открою тебе страшную тайну. Ты меня слушаешь? Все они {зрители}, все до одного – это Толстая Тётя, о которой говорил Симор.
И разве ты не знаешь – слушай же, слушай, - не знаешь, кто эта Толстая Тётя на самом деле? Эх, брат. Это же сам Христос. Сам Христос, дружище»

«Фрэнни и Зуи» - это часть цикла, посвященная семье Глассов. И чтобы полностью погрузиться в проблематику, поднятую автором, необходимо прочитать весь цикл.
Проза Сэлинджера очень многословна, велеречива, с большим количеством перечислений. И поначалу это кажется излишним, но когда пробуешь пересказать, о чем идёт речь в двух словах, то понимаешь, что ни одно слово не было лишним. Пересказать Сэлинджера невозможно, его нужно читать.

«Если ты поэт, то должен создавать нечто прекрасное! Я имею в виду, что ты должен оставить ощущение чего-то прекрасного, когда читатель - переворачивает страницу»