Больше рецензий

14 июля 2014 г. 21:28

155

2

Внимание! Возмутительное количество спойлеров! Но читай, читай же их, о юзер N, ибо лучше потратить несколько минут времени на прочтение сей рецензии, чем в растрачивать драгоценнейшее время, внимание и тупо деньги на ЭТО.

Скандинавы, конечно, люди непростые, а скандинавские писатели так вообще откровенно странные. А фраза мелким шрифтом наверху обложки "ШВЕДСКАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПРОЗА" должна была просто семафором орать, что лихой поезд неадеквата, коварно скрывающийся уже буквально за первым разворотом, не оставит живых на пути, но нет. Я все-таки это прочитала.

Эта, кхм, баллада о юной девице 19-ти лет, у которой, видимо, как органа в принципе, нет мозгов. И они не появятся волшебным образом к концу этой, опять же кхм, задорной истории. А начинается все как всегда: сию девицу бросил парень, после того как они провели НОЧЬ В ПАЛАТКЕ. Почему эта самая ночь в несчастной палатке так выделена: просто потому, что это единственный аспект их отношений, который раскрыт в книге. Все, мы знаем только о НОЧИ В ПАЛАТКЕ. Два дня она с ним встречалась или два года – история деликатно умалчивает, чтобы, видимо, лишний раз не дать повод проанализировать мысли и чувства героини.

Так вот после этой самой НОЧИ он ее бросает, мелодраматично смываясь в егерские полки на севере (причины, кстати, тоже неизвестны). Героиня, как по волшебству, превращается в сопливую размазню и чуть ли не на коленях ползет за ним, но надолго не хватило. Потом как-то внезапно на какой-то внезапной стройке она встречает его же , очень активно прощающимся с некой другой. И ее первая (и потом не особенно кого-то шокирующая) реакция – засветить ему кирпичом в башку. Ну просто рядом удобно лежал, стройка же. Что-то мне подсказывает, что в этот момент автор злонамеренно опустила важнейшую деталь, которая объяснила бы все происходящее потом: совершенно очевидно, занимаясь метанием кирпичей, девица не очень рассчитала траекторию, кирпич от чего-то отрикошетил и саданул ей по голове. Но история об этом умалчивает.

Далее бесноватую девицу из какой-то непонятной школы (кажется, для медсестер что ли) переводят на работу в дом престарелых в Стокгольм. Наверное, логика была такая: она в принципе опасна для общества, поэтому изолируем ее в замкнутом пространстве с наименее ценными членами общества – престарелыми леди и джентльменами. Их-то не жалко, если вдруг кирпичом-то.

Далее начинается самое интересное. Героиня вяло радуется, что удалось снять жилье в столице в последний момент. Но, господи, какое это жилье! Где-то в тихом, закоулочном месте, в доме, из которого все (!!) в срочном порядке выехали, из-за того что там происходит ремонт. И там постоянно работают поляки-гастарбайтеры. То есть картина: девица 19-ти лет, одна, в доме с толпой гастарбайтеров-поляков. По-моему, похоже на завязку уже не молодежного, а взрослого фильма, ну да ладно. Но вот просто если представить: молодая девушка одна в четырех- ну максимум шестиэтажном доме с гастарбайтерами – моя первая мысль: "Бежать". Но у девицы-героини ушиб от кирпича не прошел, поэтому для нее ситуация вроде как нормальная.

Дальше градус повествования накаляется. Рассказ ведется от первого лица, и девица мимоходом отмечает, что выходя из душа, не задумывается о необходимости что-то надеть и закрыть шторы. Параллельно она знакомится с одним из гастарбайтеров, идет с ним и остальной толпой поляков в их вагончик пить кофе, и это все нормально и не вызывает ни тени беспокойства в ее мозгом покинутой голове.

Теперь замечание на полях: у девицы в нежном возрасте погибла мать, которая то ли не рассчитала силы, то ли намеренно, но утонула (или нет, и она просто сбежала и живет где-нибудь, история опять-таки умалчивает). Девица на нее и спустя десять лет обижена и считает, что мать ее бросила. Теоретически – повод перестать доверять людям. Практически – новый лучший друг – поляк-гастарбайтер.

В общем, не буду тянуть жвачку, то, о чем все подумали, случилось (вот сюрприз-то). Девицу слишком поздно отбил от рук сотоварищей благородный гастарбайтер-друг, слишком не вовремя отсутствовавший, и из-за которого все, собственно и произошло. И вместо того чтобы послать всех, быстро собрать вещи и свалить к приемной матери (которая вроде адекватная женщина), перед нами предстает девица-размазня едишн намбр ту, упрашивающая поляка взять ее с собой в Польшу, этожелюбовь.

Ах да, она еще и беременна от того, с которым НОЧЬ В ПАЛАТКЕ. И решила рожать. Безнадега.

И чтобы никто не подумал, что в книге все ТАК печально, параллельно идет история уже пожилой норвежской еврейки, у которой не сложилась любовь и жизнь из-за нацистов. История неплохая, довольно избитая, ничем особенно не примечательная. Но хоть немного спасает это мракобесие с гастарбайтерами.

Итого: наверное, это рок-баллада. Если подумать, тут точно есть секс, вместо рок-н-ролла свинг в исполнении шведского оркерстра, а наркотики, видимо, достались автору.

А теперь внимание – аннотация!
"Где взять мудрость, чтобы не упустить любовь из-за недоразумения?" Недоразумения. Серьезно, да?
"Стоит ли запретить себе думать о прошлом и жить дальше, словно ничего и не было?" У девицы только одно воспоминание, запрещай – не запрещай в голове без мозга оно все равно не задержится.
"Насколько одному человеку позволено вторгаться в жизнь другого?" Без комментариев.
"На долю некоторых людей выпадают удивительные вещи (о-хо-хо, вот уж да). Это история искренней привязанности, первой любви и необычной дружбы между 19-летней Сандрой, одинокой (не надо, а как же гастарбайтеры) в незнакомом городе, и 80-летней Юдит, по своей воле потерявшей связь с прошлым. Когда они встречаются, жизнь обретает привкус смелости (о да), и приходит понимание истинно важного: что в жизни главное, а что – вторично". Я считаю, что юные шведы после прочтение сего, кхм, произведения точно поймут, что толпа поляков-гастарбайтеров нелучшая компания для 19-летней девушки.

В общем 2 из 5: одна звездочка просто потому, что меньше поставить нельзя, а вторая за то, что когда автора отпускало, у нее получалось создать серо-унылую атмосферу, похоже, по определению присущую произведениям скандинавских авторов, которая иногда бывает очень под настроение.

Комментарии


Что со мной не так, что меня больше всего волнует, что же гипотетически это был за егерский полк? :D


Знаешь, мне представляются такие солдатики в зелено-коричневой форме с фейковыми холмиками типа из листвы на плечах и в касках))))
А вообще я тут осознала, что этой балладе подошло бы альтернативное название "Любовь с первого кирпича"


короче, я как-нибудь беру почитать, ты поняла))


Ну пипец просто!)
Господи, где берут такие книги)))))


Замечательная рецензия!
Я вот как раз пытаюсь отойти от "Поздравляю, желаю счастья" того же автора и теперь понимаю, что смысл надо искать не в следующей книге=)) Стукнутые на голову герои - это, очевидно, фишка и мне её не понять)


Спасибо большое за рецензию! Мне очень полегчало. Я как раз дочитал до любви с поляком-гастарбайтером, пожалуй, дропну. Это какой-то мрак, ещё и очень плоский язык. Не знаю уж, в оригинале или в переводе.