Больше рецензий

14 декабря 2023 г. 07:41

372

4 Много ли разницы между музеем и кладбищем

Маленький контекст: книга мной читается в рамках подборки «Про Питер» на затянувшемся больничном. То есть, я читаю рандомную литературу с одним общей знаменателем.

Я лично ужасы не люблю, особенно фильмы. В жизни столько всего страшного зачем ещё, к тому же последние годы всё воспринимается не как выдуманная картинка на экране, а как вполне реальные события, которые происходят где-то далеко за кадром. В реальной жизни умирают люди страшно и мучительно, ну и не только умирают. Короче ужасов я избегаю, детективы увлекают, но их я тоже стараюсь избегать потому что там ужасы. Для этой книги я сделал исключение из-за обещанной атмосферы Питера.

И знаете действительно, блин, страшно! Не из-за культов, мистики и вампиров, эти пугают только напоминанием, что я умру, а они нет. Всех рано или поздно попросят на выход, а мне не хочется туда.

Страшным здесь скорее был Питер — «Судите сами: кровавый хаос революции начала прошлого века, затем последовавшие за ним репрессии, перестройки и перепланировки старых квартир и домов; потом война и ледяной кошмар блокадной зимы, бомбардировки и артобстрелы, а после войны — снова перепланировки и восстановление разрушенных домов.»


Автор методично говорит, что Питер — город мертвецов, наблюдающих безмолвно за живыми.

Дома стоят в нём с самого создания города и видели всю его историю. Большая часть из них не видала капитального ремонта, а где-то и ремонта вообще. Все эти дворцы, соборы, построенные давно ушедшими людьми, на фоне которых сейчас фоткаются все кому не лень, новенькие, словно призрак прошлого. Будто кто-то выгнал хозяев той эпохи, а город прямиком из прошлого оказался в настоящем. Он как старушка поразительно пережившая четыре века и повидавшая смерть всех своих современников. А если к этом добавить ощущение, мол, находясь в этом городе ты будто бы вторгаешься в чужой склеп..потом всё там ремонтируешь и воссоздаешь интерьер квартиры при своих первых владельцах. Весь город как музей (все вещи в музеях так-то принадлежит умершим людям и эпохам, ими же созданы) или даже кладбище минувших эпох, всё осталось даже 1700-х годов постройки. А теперь здесь бродят люди не принадлежащие ни одной из этих эпох, слишком живые, молодые и даже не знающие историю всего этого (возможно к лучшему).

Автор своего добился, теперь мне будут снится питерские кошмары. Главное не думать, что то место где сейчас у тебя кухонный стол когда-то было комнатой, где за век с начала революции скончалась далеко не одна старшука. Ещё раньше вероятно роскошной городской квартирой, где кто-нибудь отрезал головы её владельцам. Про это мне мама рассказывала, ещё в детстве, показывая светлую квартирку на канале Грибоедова. Зря она это.



Я поделился своим ужасом, теперь можно отвлечься немного от Питера:

Итак, книга.

• Тема изучена, автор прочёл популярных условно-эзотерических (но на самом деле нет) книг явно больше меня, язык старались подбирать литературный, детективчик делать неочевидный.

• Ассиратум автор не придумал, как и список литературы, а вот Хроники Брана и Красные цепи — да.

• Употребление в пищу человечкой печени и сердца старо как мир, но вот интересно это нам про реальные ингредиенты для напиточка бессмертия рассказали или нет. Наверняка где-то написано, но гуглить лень.

Самым большим минусом является слишком большое количество текста, не всегда нужного и интересного. Ну какие 600 страниц... хотя это тип классика жанра.


Даже не знаю что сказать по сюжету, он построен на реальных книгах посвященных магии (явлению пока не доказанному), алхимии, оккультизму и легендах вроде Эржебет Батори. Есть впрочем истории, показывающие что питьё крови и убийства ради неё женщин, явление в человеческой эпохе древнее, вполне реальное и даже логичное. А ещё я почему-то думал,что история про обычных культистов, а оказалось про магию. До меня это дошло только после первого упоминая в тексте Вервольфа и сразу же повеяло Дневниками вампира.

Нет, это магия, — спокойно ответил Гронский. — Потому что вы не знаете, почему лампочка начала светить. Вам неизвестна природа электричества — как не известна, кстати, никому. Вы просто знаете, что нужно сделать, чтобы получить определенный результат. Разумеется, вы не думаете, что свет загорелся от щелчка пластмассовой кнопки, но и маг не думает, что человек, на которого он, к примеру, навел порчу, заболел из-за протыкания иголкой восковой фигурки. Но он точно знает, что определенные действия освобождают силы, которые влияют на реальность заданным образом. Так же, как и вы, включая лампочку, говоря по телефону, работая на компьютере, совершаете действия, вызывая к жизни силы, которых не понимаете.

Тут автор прямо таки цитирует Практическую магию Папюса. Это прям её самое начало, где магия сравнивается с каретой, которой нужны проводники, чтобы двигаться. Вещь интересная, но пока тоже недоказанная.

«Милые кости», — вспомнила Алина название когда-то прочитанной книги. Там рассказывалось о девочке, изнасилованной и убитой маньяком, которая потом, из запредельных небесных сфер, многие годы наблюдает за жизнью оставшихся на земле родных, как на протяжении долгих лет страшная рана, нанесенная ее смертью, постепенно затягивается, и память о ее гибели из навязчивых кошмаров воспоминаний превращается в светлую грусть. Но некоторые раны имеют свойство открываться и кровоточить даже спустя десятилетия, особенно если боль, которую они причинили, превратилась за это время в желание возмездия, холодное и неподвижное, как спящая змея, готовая пробудиться и сделать один стремительный и смертоносный бросок.

Данное вторение, то бишь «Милые кости» вполне могло быть рефернсом для книги, ну так, любопытый факт. Атмосферка обих творений в чём-то схожа, но Милые кости зацепили меня гораздо меньше, потому что не пугали Питером, наверное. Там место действия вообще не Россия.

Наконец-то российский современный автор в жанре условного фэнтези написал не какую-то фигню и пусть уж будет хорошенькая оценка.