Больше рецензий

NeoSonus

Эксперт

"сплошь - личное, сплошь - лишнее" (с)

10 декабря 2023 г. 13:30

7K

5 Шифры, коды и аллюзии

Разгадывать тайны в тексте интересно при одном условии – вы понимаете, о чем идет речь. Т.е. бесполезно читать километровые ссылки к «Улиссу» Джойса, если вы как бы не в теме древнегреческого эпоса и путаете между собой «Илиаду» и «Одиссею». Читать Пруста, Фаулза, Кутзее и не узнавать главные библейские сюжеты (всем не читавшим библию привет), читать антиутопии Оруэлла и не замечать прямых отсылок к истории СССР. И я уже молчу про Умберто Эко, чьи тексты один сплошной культурный код, для каждой страницы надо подобрать свой ключ. Изначально любой текст строится на чем-то конкретном, в фундаменте заложено всё прочитанное писателем до. Начиная от школьной программы по литературе и заканчивая какими-то проходными вещами набившими оскомину, типа «50 оттенков серого». Так что да – при желании в любом романе можно найти отсылки и аллюзии, закодированные сообщения, реальных прототипов персонажей. Но как сделать этот механизм универсальным? Какие подобрать сюжеты, чтобы их мог узнать любой человек в современном обществе (которое, прямо скажем, читает все меньше и меньше), какие оставить загадки и анаграммы, какие подсказки и намеки, чтобы зацепить любого читателя? Современный британский писатель Энтони Горовиц нашел идеальный вариант. Агата Кристи и ее детективы. Беспроигрышный ход, не правда ли? Ну кто не читал Агату Кристи? риторический вопрос, конечно.

Редактор маленького лондонского издательства наливает себе бокал вина и открывает рукопись последнего детектива знаменитого писателя Алана Конвея, но дочитать его не получится. Окажется, что у детектива нет финала, так что же случилось? Чем заканчивается книга? Кто убийца и, кстати, а что, собственно, произошло с самим Аланом Конвеем? Загадка на загадке. Надо разгадать все. Детектив в детективе.

Я никогда не читала Энтони Горовица, поэтому сначала мне стало интересно кто это вообще. И может быть дело в том, что я только что дочитала «Сорок-убийц» и была под впечатлением всех этих отсылок и аллюзий, а может, я просто вижу то, что хочу увидеть, но мне в глаза сразу же бросилось вот что: Магия чисел. Дата рождения писателя 5 апреля 1955 г. Отсылка к сюжету – безрадостное детство Алана Конвея мало чем уступает детству Энтони Горовица (холодная, отстраненная мать, отец-подлец, школа-интернат, где над ним все издевались, и где директор ненавидел и унижал детей). Агата Кристи – писатель в романе использовал детективы Кристи как пособия для работы, постоянно делал к ним отсылки, использовал те же приемы, названия, связывал героев между собой, будто писал фанфик. Энтони Горовиц писал сценарии для сериала Пуаро, а значит был более чем в теме. Интересно. Мне лично интересно находить такие вот зацепки.

Первая часть, тот самый детектив в детективе, оказалась довольно интересной, только меня очень раздражало отсутствие финала, и хотя я понимала, что это такой писательский ход, чтобы было понятно почему вообще редактор решила заняться расследованием, все равно очень хотелось заглянуть в конец, найти недостающий фрагмент и наконец понять, чем там все дело закончилось. Со стороны писателя было очень дальновидно поместить утраченный фрагмент не в самом самом конце книги, а несколько раньше (так сразу не найдешь). Иначе я бы точно пропустила вторую сюжетную линию.

Отдельно понравились все эти аллюзии, поиск реальных прототипов героев, то как очевидно реальность была вплетена в текст. Классно было читать о том, что вот в этом романе все герои оказывается названы в честь писателей с нетрадиционной ориентацией (потому что герой переживал развод и великий каминг-аут), а вот в этом -- названиями птиц. Над этим романом хочется сидеть и гадать, как над каким-нибудь кроссвордом. Энтони Горовиц играет, смеется, перетасовывает факты из жизни литературных персонажей и их прототипов как колоду карт.

В любом тексте можно найти зашифрованные послания, слова, реальные события, реальных людей. Какие-то детали, фрагменты общей картины. Осознанно или нет, писатель оставляет пасхалки знакомым, друзьям и любимым. Но насколько им это нужно? Зачем? Может им глубоко безразличны все эти послания. Тогда получается, это нужно в первую очередь самому писателю. Это единственная возможность сказать то, что не можешь произнести никаким другим способом.

Это рецензия из моего жж

Комментарии


А что такое камбэк в этом контексте? Не каминг-аут имелся в виду?


Вот я дурачооооок! Офигеть. Конечно, надо было "каминг-аут". Спасибо!! Сейчас исправлю


Ну уж вы к себе сурово! У всех бывает, что слово забывается :)