Больше рецензий

birdgamayun

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

10 декабря 2023 г. 10:52

160

3 Невыносимая тяжесть бытия картона

Я обожаю книги жанра нон-фикшен в стиле «один день в Древнем Риме из жизни путешественника во времени». Нет ничего прекраснее, чем с помощью умелого автора-историка прогуляться по улочкам прошлого и познать жизнь людей не просто другого поколения, а даже другой эры! Мне всегда интересно как живут или жили «другие» люди. Я поедаю литературу о других странах, древних цивилизациях в поисках описания  быта простых смертных. Какая у них одежда? Какие праздники веселят их сердца? Каким богам или богиням они молятся? О чем просят их? Какую еду поглощают и что предпочитают пить? Как проводят досуг, а как работают? Каков их деловой этикет? Эти и многие другие вопросы всегда волнуют мое сердце, когда я тороплюсь погрузиться в очередное книжное творение и познать жизнь других народов. Не всегда «гайды» по жизни в других странах или же эпохах могут меня порадовать. Но Эдвард Бульвер-Литтон смог! Тогда откуда же такая «средняя» оценка, спросите вы, читатели этой рецензии? Давайте же обо всем поговорим по порядку.

Ознакомиться с данным произведением мне посоветовали в рамках игры на LiveLib. Оно было заключительным в моем списке, хотя порядок прочтения не обязательно было соблюдать. Я сама решила оставить его «на десерт», надеясь погрузиться с головой в чарующую атмосферу римского города Помпеи. Это ведь так интересно - «увидеть» каким он был, а затем «наблюдать» за неконтролируемым страшным, но все же красивым явлением - извержением вулкана. Каюсь, мне хотелось думать о том, что эту жестокую расправу над жителями древнего города наша Мать Природа учинила в назидание «непослушным детям». Иногда родитель должен быть жесток, чтобы суровый урок был любимым чадом усвоен раз и навсегда!

Автор умело описывает окружение древнего города, так как перед написанием произведения познакомился с весьма деятельным археологом-любителем сэром Уильямом Геллом. Именно этот человек, как я поняла, консультировал его и заполнял пустые улицы умершего города разными интересными наблюдениями. Они способны очаровывать читателя едва ли не с первых строк. И все хорошо, пока идут описания амфитеатра, улочек, бань, святилищ, затейливых комнат и удивительных мозаик, которыми украшали богатеи свои жилища. Но стоит только автору начать описывать «главных» героев и их тернистый путь к звёздам и спасению, как это очарование обращается в прах (вулканический пепел, если быть точнее) и оседает на книголюбе, принося страдания. Совершенно неинтересные, однобокие, практически неразвивающиеся в ходе сюжета персонажи. Причём этим грехом страдают едва ли не все действующие лица, даже второстепенные. Я совершенно не почувствовала толики сопереживания по отношению хоть к кому-нибудь из них. «Положительные» персонажи вызывают раздражение, потому что автор обожает призывать читателя к тому, что их недостатки якобы должно прощать им в связи с их молодостью или же богатством. Тогда как «отрицательные» герои все подлежат поруганию и им нет прощения, хотя они точно также богаты или же молоды. Черно-белый мирок трещит по швам стоит только автору перестать описывать быт людей и вернуться к «сюжетной интриге». У меня даже сложилось впечатление, что произведение будто писали два человека. Просто мой интерес к книге то возрастал и я проглатывала описания обычной жизни помпейцев, а потом он сходил на нет и я кое-как, будто продираясь сквозь непролазную лесную чащу, пыталась дочитать главу, где автор жизнерадостно топчется на месте и старается познакомить меня с совершенно неинтересными героями. Иногда я пыталась переубедить себя в том, что просто не нахожусь в должном настроении, чтобы продолжить чтение, когда речь в книге заходила за судьбы действующих лиц. Но «необходимое» настроение не возникало, как бы я не ждала. Приходилось возвращаться и снова пересиливать себя. В конечном итоге я отказалась от бумажного варианта и перешла к аудиоверсии. С ней стало попроще (чуть-чуть).

Чтобы читатель сей рецензии не считал, что я недовольна образами автора голословно, приведу пример (без спойлеров!):
Есть отрицательный персонаж, который влюблён. Он хочет заполучить объект своей любви так сильно, что готов пойти на что угодно - обман, насилие, причинение вреда здоровью. Этот персонаж по мнению автора плохой, просто «потому что он плохой!» И есть персонаж «хороший» с физическим недугом. Он также сильно влюблён и страдает от своей любви. И ради того, чтобы добиться объекта своей любви он тоже совершает ряд ужасных поступков - обман, насилие, причинение вреда здоровью. Но он остаётся «хорошим» и я должна ему сопереживать, потому что так решил автор. Он «хороший!» и никакого иного мнения здесь быть не может. В воздухе сразу повисает глупый детский вопрос «Почему?!» Зачем автор навязывает мне свою точку зрения, пытаясь едва ли не с пеной у рта доказать, что я должна сопереживать именно конкретному «хорошему» персонажу и отринуть «отрицательного»? Самое забавное, что я не испытываю сопереживание ни к «положительному» герою и ни к «отрицательному». Их противостояние не цепляет струн моей души, а когда их истории заканчиваются - я облегченно вздыхаю. Ощущение было, будто избавилась от балласта. И таких примеров из данного произведения можно привести предостаточно. Оставили в моей душе хоть какой-то отклик лишь два героя - колдунья Везувия и разгильдяй-проказник эпикуреец. И все же мне сложно было поставить этой книге отрицательную оценку. Она не заслуживает негативной рецензии, скорее нейтральной.

Если воспринимать это произведение, как исторический роман-катастрофу, то это творение выше всяких похвал, особенно для момента своего написания. Окружающий мир, если рассматривать его вне сюжетных персонажей - живой, интересный, запоминающийся. Последние мгновения жизни города Помпей завораживают и невозможно отвлечься от чтения. Я так и не решилась нажать на паузу, когда началось извержение, и дослушала аудиокнигу одним махом. Мне кажется, что если бы автор просто отказался от «героев» и вёл нас, читателей, за руку по улочкам, объясняя то, что мы перед собой видим - было бы намного интереснее. Я бы восприняла тогда происходящее менее негативно, потому что картонные герои были бы лишены для меня «жизни». Эти персонажи просто стали бы декорациями, которыми они, по сути, и являлись.

Если читающий эту рецензию все же решит ознакомиться с данным произведением, то позволю себе дать рекомендацию - не обращайте внимания на персонажей. Они «подставки» для раскрытия истории существования и уничтожения самого города. Главные действующие лица в этом произведении город Помпеи и Везувий, а не его жители.