Больше рецензий

Lika_Veresk

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 декабря 2023 г. 22:51

9K

4.5 Сбросивший бремя страстей

Любимый Моэм, как всегда, радует. Прежде всего тонким психологизмом, огромным интересом к внутренней жизни человека, неоднозначностью персонажей. Этот роман – автобиографический. Понятно, что главный герой, Филип Кэри, – это, конечно, не буквальный портрет писателя, но судьба его во многом перекликается с обстоятельствами жизни Моэма. Не случайно сам он писал, что создал этот роман, чтобы освободиться от тягостных воспоминаний детства и юных лет.

Это роман воспитания: в центре – детские годы, юность, молодость героя, становление его личности. Он рано остался сиротой, его взяли на воспитание дядя-священник и тётка. Все юные годы Филипа были отравлены его физическим недостатком – хромотой из-за врожденного дефекта стопы. В школе-интернате над ним издевались одноклассники, он не смог найти верных друзей. Юность стала порой самоопределения, которое отразило умственные и эстетические искания эпохи. После мучительных раздумий и поисков истины Филип утрачивает веру в бога – и обретает себя. Автор описывает поездку героя в Германию ради изучения языков, его пристрастие к театру, сцену которого в начале ХХ века завоёвывает новая драма (Ибсен, Зудерман и др.), увлечение модными в ту пору философскими идеями Шопенгауэра и естественнонаучными трудами, попытки стать художником. Из последних ничего не выходит: «Он писал рассудком, а между тем отлично знал, что всякая-мало-мальски хорошая картина пишется сердцем». Однако занятия в художественной школе в Париже не проходят бесследно: эта жизнь даёт Филипу представление о важности «полной свободы духа». В книге очень много размышлений героя о смысле человеческого существования, об отношении к миру, к людям, к себе, показана напряженная жизнь мысли. Наконец едва ли не случайно Филип находит дело своей жизни – медицину, идя при этом по стопам отца.

Естественно для романа воспитания то, что многие его страницы посвящены личной жизни героя, его исканиям в этой сфере. Подробнее всего выписаны его мучительные отношения с Милдред, которые он не в силах разорвать. Ну вот совсем она ему не пара – некрасивая, недалёкая, вульгарная, холодная, расчетливая, лишённая малейшей чуткости. И Филип понимает, что его любовь обречена, но ничего не может с собой поделать. Моэм мастерски показывает всю сложность и необъяснимость человеческих чувств: «Он ее ненавидел, он ее презирал, он любил ее всем своим существом». Ведь

кто знает, какие токи идут от мужчины к женщине и от женщины к мужчине и превращают одного из них в раба; людям удобно называть это половым инстинктом, однако, если это только инстинкт, почему он рождает такое бурное влечение к одному существу, а не к другому? И влечение это неодолимо; рассудок не может его побороть, дружба, признательность, расчет теряют рядом с ним всякую власть.

Меня же эта пустая, наглая, неблагодарная Милдред просто бесила. Только Филип переживет очередное расставание с нею, только соберёт себя по частям – а она уже тут как тут, и снова он бросается ей помогать, всё прощая и забывая себя. Вот уж точно: человеческая душа – потёмки!

В финале романа герой освобождается от жизненных иллюзий, сбрасывает «бремя страстей», или, если точнее прочитать строку из «Этики» Спинозы, давшую название роману, освобождается от «человеческого рабства», в которое его увлекают страсти. И теперь он выбирает сплетать простой, но самый совершенный узор собственной жизни. А это значит обретение героем душевного равновесия, внутренней гармонии, той свободы духа, к которой он стремился долгие годы.

Огромное спасибо за совет в Новогоднем ФМ sihy . Это было серьезное и увлекательное чтение!
Юбилейный марафон «Игры в классики».
«Покорители вершин» - 2