Больше рецензий

quarantine_girl

Эксперт

без особой фантазии

8 декабря 2023 г. 01:21

790

5 Когда всем пора лечиться

– Мы, ребята, – заговорил Виктор Михайлович, – привязаны к материи. Что бы ни говорили, но даже информация полностью материальна и не свободна от оков материи. Взять ту же книгу. Фотоны отскакивают от ее страниц и влияют на нейроны мозга определенным образом. Учитель колеблет среду, в которой находится, с помощью голосовых связок и воздействует на нейроны учеников через барабанные перепонки.

Эта книга попадалась мне на глаза на протяжении многих лет. Сначала, когда она только вышла, потом уже из-за того, что она стала популярнее. Потом долгое время я о ней и не помнила, но больше полугода назад шутка-отсылка на эту книгу попалась мне в одном романе, Елена Станиславская - Младшая сестра Смерти (там героиню зовут Грипп Петрова, это было неизбежно), где-то полгода назад увидела ее в подборке "Читаем Россию", потом в серии "Редакция Елены Шубиной", потом в подборке "Четырех сезонов" и уже это меня добило. Но это ладно, что-то подобное я могу сказать про многие книги, даже про тот же "Пищеблок", но в данном случае шутка в том, что все это время я не знала, о чем эта книга. Возможно, когда-то мне и попадались ее описания, но я их не запомнила, а аннотацию просто не читала.

Да, временами и такое происходит, но там чаще всего дело еще и в том, что я знаю автора, поэтому мне не так важно, что могут рассказать об этой книге. Например, так часто бывает с циклами, потому что если уж первая книга хороша, то чего выпендриваться, ты ж все равно попался на крючок. Да и почему что-то должно изменится в худшую сторону и, что важнее, почему об этом должны написать в аннотации? В любом случае здесь и этот принцип не работал, потому что это была первая книга автора, которую я читала.

Короче говоря, все, что я знала об этой книге было ее названием и серией, в которой ее выпускали. И ничего из этого не обмануло.

Другое дело, что та же книга, без всякого бензина и электричества, просто лежа на столе, имеет почти неисчерпаемый ресурс информативности. Из нее могут черпать знание поколение за поколением, пока книга не рассыплется.

Сперва объясню по серии и почему она не обманула. В ней я уже прочитала несколько книг и а) каждая зацепила и запомнилась, б) во всех схожее настроение, которое мне очень нравится — немного мрачное и горькое, но легкое, в) каждая чем-то отличается от того, что выходит в других сериях, от чего-то обычного. Что я читала из этой серии:

И почти что все попадают в мои фавориты, поэтому еще после первых прочитанных (здесь список в том порядке, в котором я вспоминала названия, а не в хронологическом) я уже начала смотреть на эту серию как на что-то такое, что точно понравится и не подставит с клиффхэнгером или роялем в кустах. И так с этой книгой и произошло — она мне понравилась, клиффхэнгеров не было, роялей тоже.

Идея, выраженная в названии, вполне соответствует истине, так как здесь:

1) говорится о семье Петровых, трех обычных людях с обычной фамилией и обычными (хотя временами и не совсем обычными) желаниями, потребностями и жизнями,

2) говорится о том, как они болели гриппом в период эпидемии гриппа,

3) говорится о том мире, в котором они живут, о людях, их окружающих.

Сказанное слово может размножаться в человеческой среде как живое, по сути дела слово – это как квант света, имеет сразу несколько сущностей, только свет может иметь корпускулярную и волновую сущность одновременно, а та же мысль – и связка конкретных молекул в нейронах, а когда ты произносишь свою мысль вслух – это вполне конкретное, измеряемое колебание воздушной среды, мысль, выраженная на бумаге, вообще какая-то невообразимая связка механизма распознавания образов, самих образов и непрерывного пинг-понга фотонов между механизмом распознавания образов и самими образами.

Хмм, раз начав составлять списки, остановится трудно, поэтому еще один список и всё, чстн слв.

Что же так цепляет в этой книге? (порядок причин изложен в хаотичном порядке, это не рейтинг)

..|.. Связи между главами и то, что почти все истории мы видим хотя бы с двух ракурсов. Поначалу это даже если и заметно, то не слишком мозголомно, но потом все параллели, все упоминания, все открытия, все изменчивые факты оказываются настолько многочисленными и настолько любят ломать мозги, что оторваться от книги становится невозможно (примерно как в том твите Генри Кэвиллу, где пользователь с именем Сэм, которое с одинаковыми шансами может быть и женским, и мужским, говорит о том, что он может придти к ней/нему, уничтожить ее/его тело и жизнь, а она/он лишь спросит придет ли он снова). Особенно в этом плане сносит крышу история о Снегурочке (в основном это третья и девятая главы).

..|.. И раз речь зашла о девятой главе, которая также является последней, то сразу скажу о том, что финал превосходный. Насчет роялей и клиффхэнгеров я уже говорила, а к этому добавлю то, что финал этой истории не только отвечает на вопросы, слегка показывает перспективы (история сама по себе сосредоточена на настоящем и прошлом, будущее не волнует главных героев, оно выглядит настолько далеким, что даже детство отца семейства, Петрова, выглядит ближе, чем оно, поэтому чего-то большего и не стоило ожидать), но и обыгрывает некоторую оборванность истории кольцевой композицией.

..|.. Короткий пункт: герои и то, как они проработаны. А еще здесь есть один пугающий персонаж, о котором вы в таком ключе долгое время будете думать в последнюю очередь, а зря.

..|.. Еще короче: атмосфера.

..|.. Стиль повествования — легкий, но тяжёлый из-за смысла происходящего, но напряжённый из-за ряда ситуаций, но тягучий из-за общего больного настроя. Плюс здесь были отличные шутки и просто комедийные эпизоды. Да, их было не так много, но они были бесподобными. Например, история с покойником и катафалком (если что дисклеймер о неуважительном отношении к мертвецам здесь не будет, всё-таки никто вытаскивать бедного человека не будет, ровно как и тащить его к его дому с кладбища, чтобы напугать жену, например, так что это хоть и скорее что-то близкое к "и смех, и грех", но особо без второй части).

Еще мне понравились философские размышления героев на разные темы и то, как они были преподнесены. А вообще все цитаты, которые есть в этой рецензии и выделены в специальные рамки, — это монолог одного героя. Цитата выходила достаточно длинной, рецензия у меня вышла простыней, поэтому пришлось делить цитату на цитаты поменьше, но в любом случае охват мыслей, которые рассказаны философской составляющей этой истории, поражает.

Вообще интересно, ведь на квантовом уровне, грубо говоря, голова не отличается от жопы, среда, в которой мы существуем, не отличается от нас самих, воздух, который мы вдыхаем, еда, которую мы едим, становится нами, где эта граница между нами и средой? Почему мы, по сути дела, абстрактное облако элементарных частиц, можем передвигать облако элементарных частиц, которое является нами, и не можем, допустим, двигать горы таким же образом? То есть понятно, что с помощью инструментов можем двигать и горы, но почему не можем наделить ту же гору своей волей и не сдвинуть ее? Ведь никакой границы не существует.

А так я очень рада тому, что прочитала эту книгу уже после пандемии и локдаунов. Да, и до этого было понятно, что у людей в головах творится что-то странное, но именно с тех пор я по-другому увидела тараканов в головах и поняла, что там не Жорики, а Григории Григорьевичи. А ещё с тех пор немного поменялось отношение к болеющим и к сезонности болезней, поэтому сейчас такая история становится немного понятнее и ближе.

В общем, определенно советую эту книгу всем-всем

Книга прочитана в рамках игр "Четыре сезона", "Камелия" в 《Уютной кофейне》, мобов "Читаем Россию" и "Готовим глинтвейн" в 《Книжном винегрете》 и игры в 《The Orilium Academy》