Больше рецензий

7 декабря 2023 г. 15:37

26

5

Это научное исследование посвящено крестьянской жизни рубежа XIX - XX в., в первую очередь - женской доле.
"Крестьянская семья - это рабочая артель, связанная кровными узами." В обязанности крестьянки, кроме полевых работ, входили уход за скотиной, содержание огорода, приготовление пищи для всей семьи, заготовки на зиму, уборка избы, пошив и стирка одежды. На сон оставалось часа 3-4. Зачастую женщина в 20 лет выглядела в два раза старше. Для мужчины считалось зазорным выполнять женскую работу, но когда мужчин в селе не хватало, бабы и девки трудились и за мужиков тоже. Рожали много. На появление лишнего рта свекровь могла высказаться: "Ишь ты, плодливая, облакалась детьми, как зайчиха. Хоть бы подохли твои щенки." Забота о малолетних детях тоже была женской обязанностью, но до них руки не доходили. Не редки случаи, когда детей объедала свинья, они тонули в помоях или попадали под лошадь. Жили в страшнейшей грязюке: в специфическом запахе, рядом со скотиной, бань не хватало, в ряде сел уборных не устраивали вообще.
"...бил ее до тех пор, пока голова ее не превратилась в жидкую кашицу." Интеллигенция шокировалась обыденностью побоев и насилия. Крестьянку могли избить до полусмерти муж, деверь, свекор, свекровь: "Бить их надо - бабу да не бить, да это и жить будет нельзя." Для деревенских это было нормой, традицией: должна же баба не забывать, кто хозяин в доме! Полицейские сводки пестрят сведениями о преступлениях на бытовой почве. Порой доведенные до отчаяния женщины становились мужеубийцами, а страх позора толкал на убийство внебрачных младенцев... Женщина могла обратиться в волостной суд. При всей забитости, она являлась самостоятельной экономической единицей, и в имущественных спорах суд чаще всего вставал на сторону истицы. Очень редко наказывали домашних тиранов, но иногда на общем сходе мужу и жене дозволяли разойтись и не жить вместе. Когда над женщиной вершился самосуд, более всех зверствовали сами бабы.
"В Вятской губернии зафиксирован эпизод, когда мать прямо сказала сыну, что негоже связываться "с потаскухами", когда "вон, ведь, есть свои кобылы", указав на дочерей." Про насилие над маленькими девочками не буду, читать гадко. Хотя растление и инцест, в отличие от снохачества, считались среди крестьян богомерзким делом.
Уверенность, что женщина существо неполноценное, а потому неподсудное, толкало противников аграрной реформы подстрекать крестьянок на бунты. "Бабам дано право, и они хотя бы перебили все приезжающее начальство, им никакой ответственности за это не будет, и даже приезжай царь и его убьют и не будут виноваты..."
Именно женщины оказались более живучими и приспособленными к новым историческим условиям, когда в XX в. начали в корне ломаться все устои. "Им обязана русская деревня всем тем хорошим, что ей все-таки удалось сохранить..."