Больше рецензий
6 декабря 2023 г. 00:34
74
3.5 Спойлер
РецензияВообще я к сборникам рассказов относился нормально, но что-то на этом сломался.
Ожидать, что весь сборник из 30 произведений будет одинаково хорош, было бы наивно, и я догадывался, что первые произведения должны быть годными, дальше возможно проседание, а потом в финале снова что-то мощное. Но даже это понимание не помогло, и к последним произведениям я уже так устал, что не смог получить от них удовольствие.
Возможно, проблемой еще и было некое ожидание от сборника. Я начал его читать в конце октября, и первые рассказы отлично вписывались в желаемую атмосферу: хотелось мистики про призраков и все такое, и где-то треть сборника прям попадала в это пожелание. А потом темы рассказов сменились, и даже встреченные дальше вампиры не помогли (но там реализация какая-то странная была). Сам Гейман при создании сборника преследовал совсем иную цель, о чем и сообщил в предисловии, но предисловие я прочел уже после прочтения рассказов, решив, что информация о еще непрочитанных рассказах мне ничего не даст, а вот после вернуться и узнать, зачем автор написал какой-то из рассказов, было бы интересно. Скажем так, предисловие мне не сильно помогло, кроме нескольких моментов, и в целом я не стал после него ближе к автору. Понял только, что Гейман писал почти все рассказы на заказ к каким-то тематическим сборникам или еще чему-то. (Кстати, в предисловии запрятан еще один рассказ, который Гейману некуда было пристроить).
В общем, не знаю, было бы лучше, если бы я читал сборник параллельно с другой книгой, а не добивался "завершенности", или же если бы начал читать, скажем, летом, не думая о мистике... Но все же не все рассказы были в сборнике утомительными, были любопытные варианты, а некоторые рассказы очень даже хороши!
Пройдемся по ним.
Но начнем со стихов. Да, тут были стихи (как сказал Гейман в предисловии - бесплатное приложение). Только манера стихов (или перевода?) была в духе "Илиады" и "Одиссеи", то есть когда нет рифмы и есть только некий ритм, в котором угадывается, что перед нами не проза. Большая часть стихов поэтому прошла мимо меня. Отметить особенно хочу только некоторые из них.
"День, когда приземлились летающие тарелки" - в этом стихе мне понравилась развязка, хотя в целом там и намешано много чего, но из-за развязки он запоминается.
Остальные стихи прошли мимо меня.
Теперь перейдем к рассказам.
Это единственный рассказ, который я уже читал отдельно, и как в прошлый раз рассказ мне понравился. Я несколько помнил, о чем там соль, но саму развязку забыл и с удивлением потом думал, как же так получилось. Сочетание богов Лавкрафта и мира Шерлока Холмса вышло замечательным. И особенно мне понравилось описание пьесы и атмосферы этой версии Лондона.
Месяцы собираются у костра, чтобы рассказать свои рассказы, и центральным, конечно, является рассказ Октября. Тут присутствует призрак, поэтому и название рассказа, и его содержимое пришлись мне в настроение. Так что рассказ мне скорее понравился, хотя и в меньшей степени, чем "Этюд".
О-о! А этот рассказ будет одним из запоминающихся из сборника! Ну, кроме его названия, увы.
Сначала рассказ казался полнейшим бредом, и только к финалу я смог оценить его по достоинству. Я бы сказал, что это рассказ о творчестве и о том, как пагубно желание писать "великую литературу", отражая "всю правду жизни", с пренебрежением относясь к "фэнтези", если тебе ближе именно "фэнтези", а не скучное описание реальности.
Очень странный короткий рассказ без логического завершения, но с атмосферным описанием возможной встречи с призраком. Но рассказчик с самого начала предупреждал, что эта история не сочиненный логический рассказ, а момент из жизни без какой-либо развязки.
Этот рассказ вполне вписывается в атмосферу с мистикой, которую я искал, но сам по себе он мне не особо понравился, даже финальный эпизод не сильно помог. Но этот рассказ еще был понятен мне, так что я скорее отнесу его к средненьким. Здесь воспоминания из детства о призраках, рассказанные уже взрослыми мужчинами, но ничего такого, что хотелось бы в нем запомнить, я не нашел.
А вот этот рассказ мне понравился своей атмосферой. Чувствовался в нем потусторонний Орлеан с ходячими мертвецами и призраками. Не то, что бы я бывал в Орлеане, но он в рассказе позиционировался как мистический, таким он и чувствовался. В общем, этот рассказ мне очень даже зашел.
Этот рассказ не про мистику, но про ад, что тоже близко. Рассказ небольшой, но развязка очень интересная, и это учитывая, что рассказ совсем маленький.
А вот этот рассказ стал последним до усталости от сборника.
Вот тут уже нет мистики как таковой, хотя и присутствует некий мифический народ шагинаи. К этому народу у меня осталось несколько вопросов, но судя по всему, этот рассказ был совсем не о нем.
В целом рассказ не то, что бы мерзкий, но наверняка многим покажется неприятным, но мне было любопытно, как главный герой (с его-то бэкграундом), который не вызывает к себе симпатии, проявляет невероятную преданность мистеру Элису.
И вот если бы сборник закончился на этом рассказе, даже несмотря на стихи я бы поставил ему минимум 4.5 звезды. Впрочем, дальше тоже были интересные рассказы, стоящие внимания. Но, увы, не так много.
Рассказ о мальчике и контрабасе. Вроде там и есть мистика, но какая-то такая, что я ничего не прочувствовал. В общем, рассказ прошел мимо меня.
В этой истории компания героев вместе с упомянутой в заголовке мисс Финч отправляются в очень стремный цирк. Герои относятся к нему скептически, что передается и читателю. Из этого цирка хотелось поскорее выбраться, но сцена в последней комнате была описана так хорошо, что я проникся атмосферой и думаю оценить рассказ как "хороший".
А вот этот рассказ из разряда "Что это было и зачем". Позже в предисловии я прочел, что рассказ был написан для альбома некой певицы, но от этого он не стал лучше в моих глазах. Пожалуй, после него желание читать сборник почти сошло на нет.
Вроде бы мог быть интересный рассказ о том, как в день Святого Валентина Арлекин подарил свое сердце своей Коломбины - обычной девушке, которая оказалась совсем не промах, и как герои поменялись ролями, но после "Странных девочек" рассказ не зацепил от слова "совсем".
Этот рассказ мог бы стать интересным - своего рода ответ Клайву Льюису, который в конце своей книги опошлил образ Сьюзен, сделав ее любительницей чулок и помад, отчего вход в волшебную страну ей был закрыт. Однако последняя сцена... Да, в предисловии Гейман писал, что ему хотелось сделать возмутительную "ответочку". Что ж, он справился, но мне кажется, что без соития колдуньи и льва рассказ стал бы лучше.
Еще один рассказ из разряда "Что это было и зачем". История о любви, где главный герой, женатый, с детьми, влюбился в другую женщину, но когда захотел ради нее бросить семью, другая бросила его. Дальше была странная сцена с созданием гаргульи, а потом мужчина все же ушел из семьи и жил один. Он снова встретился с той женщиной, но финал их встречи вызвал у меня недоумение. В рассказе много секса, но проблема не в нем, а в роли горгульи в этом рассказе. Чего-то в описанном мне не хватило.
На этот рассказ у меня были особые надежды, поскольку он был связан с колодой Таро - мне кажутся любопытными подобные вещи. Но что-то воплощение пришлось совсем не по мне. К рассказу прилагались сноски с пояснением значения карт (мне кажется, что в этих сносках отсутствовала фраза "В перевернутом виде", поскольку сначала перечислялись одни свойства, а потом без перехода - противоположные им), из-за которых терялась суть самого повествования. В общем, этот рассказ оказался разочарованием.
Атмосферный жутки рассказ про женщину, которая питалась только сырым мясом, и мужчину, узнавшего ее тайну. (В первую треть бы его!) Хотя описанное в книги и мерзко, за атмосферу рассказа-хоррора ставлю ему плюс. В предисловии Гейман пишет, что рассказ основан на его детском кошмаре. Если так, то мне жаль его.
Этот маленький рассказ вполне мог бы считаться любопытным экспериментом, но меня он измотал. А учитывая, что к этому моменту я уже успел устать от сборника в целом, так что рассказ стал для меня небольшим испытанием.
Совсем короткий рассказ на библейскую тему о возвращении людей в Райский сад. Совсем мимо.
Пожалуй, любопытный рассказ, отдающий элементами "Матрицы". Как оказалось, не зря: Гейман писал его перед выходом фильма для сайта, посвященного ему. Не знаю, зачем это понадобилось, но в целом рассказ получился неплохой. Не отличный, но получше некоторых.
Этот рассказ по своей структуре похож на "Арлекинку", но понравился мне в разы больше. История о бесконечной (и закольцованной) погоне за Скарлет, подача которой мне очень зашла.
Рассказ, который сначала кажется представлением парня-подростка об общении с девочками: с кем ни начинал он разговор, все казалось, что они инопланетянки, не от мира сего. По началу это даже кажется бредом, но финал снова оказывается неожиданным. В общем, неплохой рассказ. Может, понравился больше, если бы находился не под конец сборника
Этот рассказ мне показался неприятным из-за действующих лиц. Да, они были харизматичны по-своему, но их история не вызывала интереса (в отличие от истории главного героя "Сувениры и сокровища"). В середине я уже примерно понял, чем все закончится. Ошибся, конечно, по поводу самой жар-птицы, но вариант автора не произвел на меня вау-эффект, не показался более интересным. В общем, рассказ было неприятно читать, но у него не было и фишечки вроде атмосферы или еще чего.
Как говорится, ради этой новеллы все и начиналось! Точнее, ради нее я купил сборник в свое время. Это небольшая история Тени Лун (из "Американских богов"), которая написана вполне добротно, но полюбиться мне она не смогла. Может, потому что к финалу сборника я был уже выжит, как лимон, а может, все-таки чего-то не хватило (например, я не понял связи корабля из ногтей мертвецов и боя с Гренделем, но, возможно, дело в моей недостаточной осведомленности в мифологии).
Позабавило появление в рассказе героев из "Сувениры и сокровища". Это был интересный момент. Правда, мистера Элиса по имени я не сразу признал, но их поведение и описание Смита натолкнули на мысль, что это старые знакомцы.
В общем, встречи с Тенью я был рад, но думал, что радости будет побольше.
Вроде не упустил ни одного рассказа, только пропустил стихи.
Наверное, в ближайшее время мне стоит избегать сборники рассказов, хотя у меня лежит еще кое-что за авторством Геймана, но пока лучше переключиться на что-то большее по размерам.