Больше рецензий

30 ноября 2023 г. 12:01

427

4 Дорога без начала и конца

Я так и не смогла посмотреть фильм про Паганини - главный герой меня пугает. Как оказалось после чтения книги, он пугает в внешне, и внутренне. Ни в коем случае не собираюсь называть его дьяволом вслед за католической церковью - в этом споре мне уж точно ближе гениальный скрипач, чем религиозно озабоченные люди. Меня напрягает болезненность этого человека - слишком тонкие психические настройки, вполне возможно, что это от гениальности - и мне они просто не очень понятны. Самолюбие, одиночество, возвышенность, какая-то зверская потребность в любви и принятии (только не ясно кем, самим собою или окружающими), Паганини искорёжен чем-то невнятным для простых смертных - поэтому в нём и легко увидеть дьявола - а однажды увиденное множилось, разрасталось и въедалось в кожу этого человека. Его преследовали извне, и он губил себя самостоятельно не менее успешно.

В романе Виноградова очень много исторического фона. Я иногда забывала, о ком именно читаю. Потому что фон получился масштабным и объёмным. Было интересно, да. Но есть и минус. Особенно, когда читаешь одновременно с "Белой голубкой Кордовы". Обе книги о гениях - музыканте и художнике. Но насколько у Рубиной проваливаешься в глубину личности, настолько у Виноградова зришь эпическое полотно "Европа на рубеже 18-19вв". Собственно, и роман-то называется не "Паганини", а "Осуждение Паганини" - это история об обществе, о его оценке кого-то. Поэтому я чувствую, что мне не хватило объяснения личности скрипача, исходя из внутренних, его собственных ощущений. Понятно, что это была бы фантазия автора, но я за этим и читаю художку, а не нон-фикшн.

Биографические данные для меня были в новинку, о жизни Паганини я не знала ничего, кроме того, что он как-то сыграл на одной струне. Этот момент интересно описывается в книге. Чувство, что Паганини жил на отчаянии и злости. На него столько ненависти навалилось от своих и чужих, что вообще не знаю, как он вставал по утрам. И это выливалось в его виртуозной игре. Ловлю себя на мысли, что не хотела бы это слышать. Мало того, что мы с Набоковым, кроме цыгановатой скрипки, иного не выносим ;)) так ведь однострунная ярость и боль не только перепонки порвёт, но и душу заденет.

Кстати, о синхронности и совпадениях. У Рубиной между делом рассказывается о том, как Ватикан (Возможно!) нагнетал ценник на вполне себе обычные скрипки Страдивари и Амати. Представляю, сколько бы стоила скрипка Паганини, если бы он и впрямь убил жену и использовал её жилы для струн. Сплетни не родятся просто так - они нужны для обогащения церкви ;) Католики и добрые родственники сделали из Паганини дьявола, чтобы подороже продать мифы вокруг него. Наверное, поэтому его скитания продолжились даже после смерти.

Большое спасибо за знакомство с новым автором, MarinaLenets
Почтомоб, Марафон "Игры в классики", "Перья Шекспира" в Литературном турнире, Тридевятое царство, Белая сова, Трактир чердак