Больше рецензий

winpoo

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 июля 2014 г. 20:59

242

3.5

«Горе ближнего нам в утешение» - говорила моя бабушка, но только став взрослой я до конца смогла понять, почему это так: чужое несчастье реально заставляет каждого из нас отчётливее переживать радость собственного бытия, эту спасительную погруженность в жизнь пусть даже с её мелкими обидами, ссорами и ошибками. Ведь всё преодолимо и переживаемо, если внутри тебя живёт счастье.

А вот если его там нет? Если оно вырвано с корнем родительской нелюбовью, отсутствием поддержки, предательством и страхом? Герой этого романа попал в сюрреалистическую ситуацию, когда несчастье других стало, фактически, единственным источником, подпитывающим его желание жить. Наблюдая смерть человека, сбитого автомобилем, и не оказывая ему помощи, становясь свидетелем ужасного падения друга во дворе или гибели собаки, он удерживает себя в живых, преодолевая кошмар ежедневного приступа-«ритуала». Жизнь возвращается к нему только одной тропой – через созерцание страдания, и он, фактически, абсурдно творит своё зло во имя самого себя: «мне отмщение, и аз воздам».

Возможно ли такое в реальности? Наверное, в полном смысле слова - нет, хотя среди истоков психопатии часто фигурируют детская жестокость, любопытствующее насилие над животными, равнодушие к боли и страданиям других, рационально-холодное отношение к смерти, намеренное причинение вреда и ущерба, метящего в самую сердцевину другой личности – в то, что она любит, в то, что ей дорого и памятно. Тем не менее литературная разработка идеи превращения человеконенавистничества в реальную силу заслуживает внимания. Читатель как бы не на самом деле сталкивается с тем, как ненависть к чужому благополучию, к чужой внутренней радости может стать мощным стимулом, заставляющим героя предпринять огромное количество немотивированно враждебных действий, которые во всех иных случаях были бы направлены в конструктивные русла. Кажется, что он воюет с самой жизнью, пытается уничтожить её «материнскую плату» - внутреннее ощущение счастья от самого факта существования, пребывания человека в мире, среди других людей и событий.

Книга читается довольно напряженно, и эту напряженность постоянно нагнетают болезненные мелкие детали, маниакально тщательная проработанность каждого эпизода. По ходу чтения не возникает даже мысли о сочувствии к герою, к его сорвавшиммся планам, обидам или несправедливым оскорблениям. Наоборот, в каких-то моментах чувствуешь, что его злоба заразн,а и хочется вымыть руки. Иногда возникает эффект почти полного обезличивания героя, он начинается восприниматься как воплощение «абсолютного зла» - беспощадного, безответного, слепого. Но всё же усиливающимся внутренним фоном чтения становится и нарастающая жалость к герою, обездоленному радостью. Так принято жалеть убогих, неполноценных, больных людей, безнадёжно существующих в своей беспросветности, не имеющих возможности осознать её и искать стимулы и помощь извне, чтобы открыть в жизни другие измерения, другие способы активизировать свою внутреннюю энергию. Но автор и не оставляет герою позитивного шанса: оставленный Богом, матерью, другими людьми, он направляет энергию своего зла на самого себя, и этот конец вполне логичен и даже наполнен своеобразным гуманистическим пафосом.

Комментарии


Любопытненько.
Эх, было...Пока не глянула аннотацию. Судя по описанию, видела весьма похожий фильм, под названием "Крепкий сон", который оставил весьма неприятные эмоции после себя.


Книга тоже оставляет довольно гадкое чувство, но я в принципе больше люблю читать, чем смотреть, и экранизации для меня всегда вторичны по сравнению с первоисточником.


Ни прибавить, ни убавить. ГГ книги вызвал аналогичные чувства. Чувство абсолютного зла, мерзкого и скользкого как личинки в том абрикосе.


«Горе ближнего нам в утешение» -- довольно красивая фраза для описания злорадства.