Больше рецензий

28 ноября 2023 г. 21:16

41

5

После прочтения первым порывом было записать книгу сходу в жанр янг-эдалта. Ну а что? Парень со школьной скамьи мечтает о карьере рок-звезды, мечтает прославиться, потрясти своими песнями весь мир, навечно вписать свое имя в историю музыки. Первая любовь, первое разочарование, первые успехи… Однако роман оказался более интересным и глубоким, хотя написан как будто на подростковом языке – вернее, начало было на подростковом сленге, а дальше манера повествования «взрослела», что, безусловно, говорит о том, что автор мастерски владеет пером. Несмотря на то что проще простого было бы записать «Клянусь, что стану знаменитым» в янг-эдалт или куда-то в романы о музыкантах – а подобных немало – это на самом деле остросоциальная проза, по серьезности затрагиваемых тем позволяющая назвать автора прямым последователем Достоевского – как и один из четырех величайших русских романистов ХIX века, Дмитрий Ефанов в своей прозе показывает наглядно, как в каждой душе идет борьба Бога и Дьявола, борьба жестокая, кровавая, не на жизнь, а насмерть, и прерывается тот бой только со смертью человека. Автор также затрагивает вопросы морали и совести; неудобные темы, от которых слишком многие привыкли отворачиваться и отмахиваться. При этом ему удалось удержаться на грани, и с помощью художественных приемов продвигать свои взгляды. Например, донести до читателя мысль, что хайповать на трагедии с человеческими жертвами – это пляска на костях, и возмездие такого человека обязательно настигнет, если он не раскается. Одно только скажу по поводу нравоучений: литератору не пристало до них опускаться, иначе он изменяет изящной словесности. Перо – его инструмент и орудие; с помощью искусства он может проповедовать, но никогда-никогда не должен делать это прямо, в лоб. Нужно быть очень большим художником, как Лев Толстой, чтобы это простилось и чтобы книги впоследствии читались несмотря ни на что. К слову, именно Льву Толстому мировая литература обязана одним из главных открытий – в своих произведениях он показал душевное преображение героя. Именно это происходит с героем книги «Клянусь, что стану знаменитым» – мне показалось, что он не умер, а родился для новой жизни, страдание облагородило и очистило его душу. Социальную прозу любят не все, читают не все, а между тем она очень нужна. И это непростое искусство – говорить на тяжелые темы, вскрывать общественные нарывы и удалять гной… А говорить лишь о добре и свете – всегда значит показывать лишь одну сторону медали. Илья Эренбург в свое время в автобиографической книге «Люди, годы, жизнь» писал следующее: «Что нужнее людям – раскрытие пороков, душевных изъянов, язв общества или утверждение благородства, красоты, гармонии? Вопрос, по-моему, праздный: людям нужно всё. В одно время жили Державин и Фонвизин; остались «Глагол времен! Металла звон!», остался и «Недоросль». Никогда не существовало, не существует, да и вряд ли будет существовать общество, лишенное пороков; долг писателя, если только он чувствует к этому призвание, говорить о них, не страшась, что с чьей-то легкой руки его причислят к скептикам или циникам». Единственно что: у великих романистов прошлого, которые с успехом бичевали пороки общества, всегда в повествовании находился «противовес», то есть после мрачных сцен описывались, скажем, мирные домашние картины; рядом с негодяем всегда выводили положительного персонажа, причем такого, которому читатель захотел бы подражать. Нельзя писать только светлыми или мрачными красками; ошибкой было бы рисовать и черно-белый мир, когда он полон ярких красок, а задача художника, в том числе литератора – перенести эти краски на полотно.