Больше рецензий

28 ноября 2023 г. 19:17

686

5 Сказка - ложь, да в ней намёк

Очень сложно написать рецензию на произведение, которое знаешь почти наизусть и цитируешь почти ежедневно.

Каждый раз, когда я задумываюсь об этой сказке, у меня пробуждается мягкая, пушистая, белая зависть к тем людям, кто не читал её ни разу, но когда-то обязательно прочтёт. Потому что эта сказка Филатова – абсолютно уникальное явление в русской поэзии.

В основе произведения лежит известная народная сказка «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что», но в целом и структура сюжета, и архетипы действующих лиц можно назвать собирательными для народных сказок. Однако по повествованию щедро разбросаны отсылки к вполне современной автору жизни. Причём их соседство со сказочным языком настолько тесное и грамотно скомбинированное, что никакого дискомфорта не ощущается.

Для меня главное достоинство сказки – её язык. В нём много придуманных и заимствованных архаизмов и специально искажённых слов. Но эта сказка – не просто сатира на образы известных народных архетипов, пропущенная сквозь призму современного автору мироощущения.

Благодаря тому, что юмор тут стоит на первом плане, выпихивая всё остальное на бэкграунд, сказка в первую очередь воспринимается как сатирическое произведение, но, как и во всякой сказке, в ней таки есть «намёк». В чём же он?

Смесь псевдопростонародной лексики, современных реалий и юмористических зарисовок рисует нам классический формат взаимоотношения власти (в лице собирательного образа - царя) и народа (в лице такого же собирательного образа - Федота), в котором народ (добро) сначала долго и честно служит власти (злу), умеряя её повышающиеся аппетиты, затем становится этой властью притесняем, но в конце концов всегда добивается от неё своего, пусть и посредством долгого путешествия вглубь своих корней, к тому самому общему бессознательному. Ибо чем ещё может быть «то, чего на белом свете, вообче не может быть», кроме как внутренним голосом этого самого народа.

Ещё в книге немало отсылок к известным произведениям. Приведу самое первое и самое простое. Вот описание Федота:

Был Федот ни красавец, ни урод, ни румян, ни бледен, ни богат, ни беден, ни в парше, ни в парче, а так, вообче.

Никого не напоминает? Если вы хорошо помните начало Николай Гоголь - Мертвые души , наверняка напоминает:

В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод.

А если Гоголя не читали или не помните, но читали Трудно быть богом Стругацких, то вот так:

Дон Рэба, дон Рэба! Не высокий, но и не низенький, не толстый и не очень тощий, не слишком густоволос, но и далеко не лыс. В движениях не резок, но и не медлителен, с лицом, которое не запоминается, которое похоже сразу на тысячи лиц.

Такая вот галерея среднестатистических персонажей с разной судьбой, но единым воплощением.

В общем, вас ждёт кладезь цитат и глубокая народная мудрость, упакованная в простые и понятные диалоги. Настоятельно рекомендую всем, кто не лишён чувства юмора.

Пьеса прочитана в рамках ноябрьского поэтического моба.