Больше рецензий

27 ноября 2023 г. 14:35

371

4

Все-таки это больше об искусстве, о расцвете модернизма, зарождении авангардизма... Заявлено как глобальная панорама общественной жизни в последний мирный год. Но на самом деле в центре внимания в основном Вена, Берлин, Мюнхен. Все остальное мимоходом, автор  едва скользнет взглядом. Да и среди персонажей можно выделить основных, за судьбой которых он следит особенно внимательно:  Оскар Кокошка, Томас Манн, Франц Кафка, ссора Фрейда и Юнга, женщины Рильке.

Очень красивый язык, каламбуры, перетекание образов, соседство фрагментов истории придает каждому дополнительный особый смысл. В лучших традициях интеллектуальной прозы: сарказм, ирония, гомосексуальные и инцестуальные мотивы, отцеубийство, психоанализ и много-много искусства.

И хотя фокус внимания где-то там, на сто с лишним лет в прошлом, настоящее автора просачивается: то мелькнет в связи с гибелью Титаника упоминание о еще нерожденном Ди Каприо, то проблема мусульман вдруг напророчится случайной рекламной листовкой.

Лично мне заметно не хватает эрудированности в области немецкой культуры, чтобы наслаждаться каждым фрагментом книги. Некоторые персонажи для меня были совершенно чужими и незнакомыми, даже гугл с википедией слабо помогали в этих случаях.

Не трудно понять, почему выбран именно этот год, последний мирный, год благоденствия, несбывшейся надежды и расцвета авангарда, когда западный мир заскучал и впал в декаданс, предчувствуя (или приближая?) катастрофу. Но подобных знаковых лет в истории было немало, и вот такие панорамные обзоры (хотя, конечно же, весьма избирательные и далеко не полные) по-моему, могли бы быть очень полезны любителям истории для увлекательного погружения в эпоху.