Больше рецензий

olgavit

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 ноября 2023 г. 10:32

521

3.5 Это сладкое слово "свобода"

Чем дальше от дня сегодняшнего исторический период, чем меньше известно о людях, живших в ту эпоху, тем богаче фантазия автора и щедрее художественный вымысел. Специалисты давно сказали свое слово о книге Раффаэлло Джованьоли, но мне хочется закрыть глаза на историческую достоверность, тем более, что некоторые "не совсем реальные" сюжетные линии прекрасно вписываются в канву и вносят разнообразие в нескончаемые бои и сражения рабов за свои права.

Создать атмосферу времени Джованьоли явно удалось и когда он, примерно в середине романа пишет

Пусть читатель представит себе огромный город Рим...

к этому моменту я его прекрасно представляла, потому как описание города с его дворцами и храмами, цирком и его публикой, постоянными праздниками, пирами и гладиаторскими боями - все сделано великолепно. С первой главы чувствуется сила, мощь и масштаб. Как любитель аудио, начинала слушать перевод Анны Ясной в исполнении Джахангира Абдуллаева, возможно от того такие впечатления. Это же настоящий спектакль! "Спартак" - произведение пафосное, помпезное и именно так оно звучит в прочтении Абдуллаева, а музыкальное и шумовое исполнение помогают лучшему восприятию текста. А вот постоянные и довольно пространственные сноски, пояснения настолько мешали и отвлекали, что я по совету самого исполнителя попробовала другую версию, которую начитал Иван Литвинов в переводе ... не скажу кого, так и не нашла, но который очень многие ругают. В итоге, остановилась на спокойном Литвинове, "Спартак" ведь еще и романтическое произведение. Если говорить о патетике и романтике, то Джованьоли все же перестарался.

Военная часть, бесконечное описание побед гладиаторов над римлянами, оказалась максимально затянутой, идея Спартака о всеобщей революции и свержении существующего строя, даже мне, не историку показалась не ко времени, а диалоги героев грешат повторами. Лирическая сторона- это красивая история любви Спартака и Валерии, жены диктатора Суллы. Как в нее не поверить, ведь автор сделал из Спартака абсолютно положительного героя, но хоть бы чем омрачил этот образ, пусть бы тот хоть раз вино пригубил или очаровался Эвтибидой, этой Шамаханской царицей, грешницей и обольстительницей, которая все же привела доблестного гладиатора к погибели. Очень тяжело поверить в идеальные персонажи, да еще в рамках исторического романа. И кабы не все "слишком", то и оценка была выше.

Читаем классику вместе. "Литературный турнир", "Покорители вершин"
Игра в классики. Марафон.
Осторожно! Историки! "Гобелен. Предложение сердца"
Книжный винегрет. "Жанровый Коммандос 2.0"