Больше рецензий

Zok_Valkov

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

2 июля 2014 г. 10:35

126

4

Удивительным образом то, что должно было быть лишь фоном для развития сюжета, понравилось мне много больше самого сюжета. Ювелирно выгравированный на стальном листе Петроград первой четверти ХХ века поражает детальностью и точностью. Улицы, проулки, мосты и арки кажутся до того точными, что думается по вымышленному городу можно ходить с реальным навигатором. Для меня, человека только что впервые побывавшего в Петербурге, столь узнаваемая топография – настоящий усилитель вкуса!

Все, что я читала о событиях предреволюционных, так или иначе, отпечаталось в повествовании. Так вышло, что параллельно чтению я слушала курс лекций Ирины Валерьевны Яблочкиной "Россия в эпоху революционных потрясений", где рассматривались реальные события тех же годов. Люди, настроения, чаяния переданы по возможности точно, ёмко и честно. Владимир Ропшинов (который на самом деле питерский журналист издания «Город 812» Антон Мухин и, признаться, я совсем не понимаю, зачем автору псевдоним, если есть ощущение, что завесу тайны с него сдуло примерно в момент его создания) устоял перед искушением легкости фантастического жанра, его роман мрачен, холоден, безнадежен и безысходен. Читаешь и думаешь, что вполне себе заявка на серьезную литературу, благо роман попал и в лонг-лист «Большой книги» и получил «Рукопись года».

Правда, да простят меня будущие читатели за этот легкий и невинный спойлер, когда дело дошло до Вавилона, то на меня повеяло столь махровой и в то же время целомудренной пелевинщиной, что с занесением книги в списки серьезной литературы я тут же притормозила. Странное дело, словно Виктор Пелевин влепил жирный знак копирайта на использование шумеро-аккадской мистики в современных текстах – стоит этим мотивам появится и сразу меня преследует чувство вторичности и неуместности, ибо тема уже перераскрыта. С появлением мифической составляющей приходится передвигать книгу куда-то в сторону философской притчи, так как вся это квазимистическая хрень никоим образом не лезет в ворота столь четкого и реалистичного сюжета и в лучшем случаем может выступать какой-нибудь аллегорией.

А сам сюжет невероятно прост, в нем есть та предопределенность и наивность развития событий, которая часто характерна классическим произведениям. И подобно им же, язык автора в меру художественен, но без злоупотреблений стилистическими изысками, аутентичен, но без режущих глаз штампов, хороший, одним словом, язык.

Главный герой – князь Олег Константинович Романов – несомненно перерос своего рано погибшего прототипа и, судя по всему, Ропшинов-Мухин достаточно точно спрогнозировал его взросление, оно с поправкой на ранение и прочие обстоятельства, сделало характер его героя чрезмерно правильным, хотя и не уменьшило некоторого возвышенного шарма. Идеалист долга – князь Романов...

Главный плюс книги для меня – сам факт её написания (это, кстати, дебют, так что есть надежда, что впереди много хороших книг) и факт пришествия стимпанка в российскую фантастику и в фантастическую Россию на достойном уровне!

P.S.
Не могу удержаться…
Слава роботам! Убить всех человеков!

Комментарии


На меня книга как-то не произвела впечатления) Хотя, возможно, я просто слишком многого от нее ждал. Вроде, и эпоха хорошо выбрана, и место действия — всё располагало к тому, чтобы сотворить нечто неординарное. А получилось как-то подзатянуто, немного шаблонно и отчасти вторично. Надеюсь, автор еще раскачается в будущем)


Я как раз ничего не ждала, не смотря на премии, да к тому же в стимпанке вообще новичок, на вскидку даже не могу ни одной книги припомнить. Разве что "Пересмешник" Пехова?!
Опять же, признаю несовершенство книги, могло быть закрученней и интересней, но планы на автора теперь имею, надеюсь ему писательство как вид деятельности понравилось)))