Больше рецензий

25 ноября 2023 г. 03:44

695

3.5

Роман написан в 1965 году, спустя год после того как при Дж.Кеннеди был принят закон об отмене расовой сегрегации. Но действие романа происходит в крупнейшем городе южного штата Луизианы - Нью Орлеане. Старый отель со старыми традициями и увы со старым оборудованием и предрассудками переживает длительный упадок.
Времена меняются и на смену неторопливой роскоши и аристократическим манерам приходят демократичный стиль с его девизом "время-деньги", однако упрямые состоятельные южане предпочитают делать вид, что ничего не происходит.
Главное действующее лицо романа Питер Макдермотт - слишком молодой для своей должности заместитель главного управляющего, имеет много хлопот, но гораздо меньше полномочий. Все решения принимает только владелец отеля, потерявший деловое чутьё, но не оптимизм, позволяющий ему надеяться, что всё опять будет хорошо, даже если ничего не предпринимать для этого.
Роман получился многоплановый и многожанровый - в нём есть и романтическая и производственная и две условно детективных линии, где читателю не столько приходится следить за поисками преступников, сколько наблюдать за их изворотливостью. Внезапные "рождественские" повороты событий напоминают рассказы О'Генри и в серьёзном романе выглядят несколько наивно и сладенько.
Лифт №4 навеял воспоминания о романе Торнтона Уайлдера - Мост Короля Людовика Святого, настолько неслучайно подобрались его пассажиры в финале.
Произведение написано обстоятельно, избыточно, совсем не замысловато и даже немного скучно. Кажется, при постоянном переключении с устройства на устройство, у меня абсолютно безболезненно для всей истории выпала пара глав (потом я их нашла и прослушала, но ничего не лишилась бы и без них) В этом романе у меня даже не появилось особо любимых сцен, к которым хочется вернуться впоследствии или зачитать вслух домашним.

Зато я почувствовала себя плохим бессовестным человеком в мнении автора, потому что тоже не стала бы голосовать за прерывание конгресса стоматологов по причине того, что одного из темнокожих членов этого общества не пустили в южный отель для белой аристократии. Его не оскорбляли прилюдно, ему предложили альтернативные решения. Ведь поселив его, отель получил бы новые проблемы уже от постоянных гостей. Чтобы выразить свою общественную позицию, активист доктор Ингрэм вынуждает отель расплачиваться за свои принципы. Он ставит его в положение между молотом и наковальней и ждёт что же выберет руководство отеля, чтобы возмутиться и осудить или довольно кивнуть и удалиться, ведь до дальнейших проблем отеля ему дела уже не будет.
Специалисты оставили свои практики, вырвались на событие, которого ждали год с целью поучаствовать в обмене профессиональным опытом, ехали издалека для того, чтобы вернуться несолоно хлебавши?
Да, можно выразить отелю публичное порицание, пропесочить его через прессу, пропустить через мясорубку телевидения, но "взяв билет, пойти пешком назло кондуктору" это дичь. Автор же выставляет такую позицию как соглашательскую, мелкую, мещанскую. Останусь при своём.

Каждый участок работы отеля освещён романом. От кабинета владельца до зловонных низов, где стоит мусоросжигательная печь да привычный работник перебирает содержимое контейнеров, спасая случайно выброшенные ценные вещи. Мы узнаем о работе бухгалтера, секретаря, шеф-повара, главного посыльного, официантов и горничных. И это всё достаточно интересно, но видимо давно живу я на свете - ничего удивительно-нового для себя я не почерпнула.

"Отель" долго лежал у меня в ожидании своей очереди в качестве"НЗ" добротного чтива, предварительно оцененного на 7-8/10. Ожидания оправдал.