Больше рецензий

RoxyFoxy

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 ноября 2023 г. 12:58

212

5

Пьесы - жанр довольно-таки интересный и занимательный сам по себе, даже если возможности смотреть театральные представления нет. Раньше я этот жанр не понимала и не переносила от слова “вообще”, но несколько лет назад все стало меняться, и теперь этот жанр представляет особый интерес. Но все равно чуть-чуть побаиваюсь, да к тому же их столько много и как выбрать - всегда вопрос… поэтому проходят они мимо меня. К счастью, у меня есть два совета на хорошие пьесы, которые пригодились, когда игра буквально заставила меня взять этот жанр. То есть, это как бы дисклеймер, который говорит, что я нуб, поэтому все, что буду писать - абсолютно “детский” и невинный взгляд.

“Король умирает” относится к театру абсурда. Что это такое - для меня совсем неведомый зверь. Так что сама вряд ли бы осмелилась, было страшно, но все-таки нырнула в эту воду и… Мне очень даже понравился опыт чтения таких пьес и сама пьеса тоже!



***

Про опыт чтения.
Как построена пьеса? В пьесе 4-5 персонажей и все, но они все запоминаются. Мне показалось, что сеттинг, декорации, сцена — все это очень минималистично, и фокус идет на игру слов и поведение / разговоры персонажей. На акты/картины разделения практически нет. То есть структура весьма необычная и очень минималистичная, если сравнивать, к примеру, с классиками.

Как читается пьеса?
Поскольку очень минималистично, немного проще в некотором роде. Но это совсем не значит, что темы и сама пьеса простая. Просто построена иначе. Сложность заключается в том, что это как бы игра с зрителем/читателем, где punches / удары и драматический/комедийный эффект / мораль очень замаскированы и приходят в нежданный момент.

Сама пьеса напоминает жанр компьютерных игр roguelite. Rogulite - это когда по дизайну игрок проходит игру не по уровням, или по истории, а играет в одну и ту же игру много-много раз, но получает какие-нибудь бонусы за каждое успешное прохождение, которые позволяют иногда абсолютно поменять / углубить опыт игры. То есть уровень остается тем же, монстры такие же, задачи тоже, но новые навыки или челленджи + мастерство и опыт игрока делают игру все еще увлекательной и интересной. Вот так и здесь. Очень много загадок. К примеру, темы может быть и две - осознание своей смертности и сам процесс умирания и абсолютная власть и к чему она приводит. Но они как бы переплетаются и все больше расплетаются и заводят в новые “комнатки” смысла. Или персонажи — да, они как бы люди, но на самом деле можно увидеть в них еще символы и метафоры определенных групп людей или определенного поведения. К примеру, Марию я вычислила как “лизоблюд” и чрезмерный лоялист, главная цель которого и даже смысл всего существования в смачных поцелуях значного места Господина. Маргарита же осталась загадка - совесть ли это, смерть, или правда?.. С первого прочтения не поймешь. Так же как и концовка осталась в тумане. Я ощутила, что есть в этом метафора, но чего именно — с первого раза не разгадаешь… И так в очень многих вещах - в персонажах, в кусочках диалога, в структуре, в истории… спрятаны метафоры, аллегории, черный юмор, сарказм, социальный комментарий, философия, совет, и многое многое другое.
Таким образом одним разом не прочитаешь эту пьесу. Точнее прочитаешь, но вряд ли получишь так много удовольствия, как если бы провел с ней какое-то время, пару раз прошел уровни, разгадал загадки и каждый раз она будет тебе по-новому открываться. Как будто бы ныряешь в глубину… И, вроде бы такое маленькое произведение, но с ним действительно можно провести многие часы (как и с rougelite’ми тоже, кстати - мой любимый жанр).

Удивительный опыт. Разгадывая загадки при первом прохождении, ты получаешь в подарок кусочки паззла, которые возможно одним днем могут сложиться в чудесную картину, но для этого надо будет разгадать еще больше загадок и вернуться к этой пьесе, с самого начала.



***

О чем пьеса?
Пьеса о том, как подошло время короля умирать. Он был абсолютным правителем, эгоистичным, нарцисстичным и даже возможно диктатором, но смерти не прикажешь. И вот этот процесс, ритуал за ритуалом, стадия за стадией, показывается. Но, разумеется, не реалистично, потому что это театр абсурда, то есть сама история, скорее всего, подразумевается как фантастичная, метафоричная, аллегоричная и сюрреалистичная. В некоторой мере напомнило мне сериал The Great про как-бы Екатерину, но на самом деле нет (тоже, кстати, началась как пьеса! а сериал - адаптация), который я нежно люблю как раз-таки за то, что нашла в этой пьесе, хотя там немножко больше реализма, все-таки сериал - это другое медиа.
И да, юмор - он есть. Между строк и в строках. Отличный и в точку.

А теперь по пунктам…
Решила все-таки использовать listicle для того, чтобы обозначить все крутышки/мысли, которые нашла в этот раз.
1. Абсолютная монархия (кхм,кхм, аллюзия на диктатуру). Как все хотели, чтобы он отрекся, но для него власть - самое главное. И даже потеряв абсолютно всю власть, он все равно тешит себя иллюзиями.
2. Абсолютная монархия ведет к абсолютному краху.

Доктор (Королю). Ваше величество! Не прошло десяти лет, точнее, трех дней, с тех пор, как ваше государство было цветущим.За три дня вы проиграли все войны, которые прежде выиграли, а проигранные проиграли еще раз. После того как сгнили на корню все посевы и засуха охватила наш кон­тинент, овощи стали поспевать лишь в со­седних странах, которые до последнего чет­верга были пустынями. Ядра ваших пушек, вылетев, сразу плюхаются на землю.

3. Смерть. Общечеловеческое чувство - избегание своей собственной смертности и даже мыслей о том, что это возможно. Вечное откладывание “дел про черный день” на потом. А потом - бац, а она уже здесь.
4. Смерть. “Если бы у меня было бы еще чуть-чуть, тогда точно бы хватило времени и все бы было сделано”. В общем, сожаление о несделанном, потому что, блин, надо помнить, что однажды ты умрешь и строить свою жизнь, настраивать моральный компас, выбирать как проводить время и на что его тратить до того, как смерть тебя настигнет, а не когда уже слишком поздно. Но… см пункт 3.
5. Абсолютная монархия - психология. А точнее ментальная гимнастика и рационализация / перевертывание смыслов, потому что человеку всегда хочется видеть себя “хорошим”, даже если он самый ужасный монстр. И не только король один такой… Мысль такова: никто, кроме разве “Гадкого я” не просыпается утром и не думает о том, какую бы пакость мне навести на весь этот мир. Каждый старается быть “хорошим человеком”. И для этого необходима эта ментальная гимнастика. (Кстати, эффект юмора в “Гадком я” был построен как раз-таки на этом абсурде, ведь он просыпался и планировал как быть “гадким”, но даже дети понимают, что никто не хочет быть гадким, поэтому было так смешно)

спойлер
“Маргарита. Ты убил моих родителей руками этого доктора и палача, здесь присутствующего.
Король. Казнить не значит убить.
Доктор. Я выполнял приказ. Я был инструментом наказания, а не убийцей. Я это делал антисептически. Кроме того, я об этом очень сожалею. Простите.
Маргарита (Королю). Ты приказал казнить своих братьев — твоих соперников, всех своих кузенов, их семьи, их друзей. Ты выжег их земли.
Доктор. Ваше величество говорили: так или иначе, им всем все равно когда-нибудь придется умереть.
Король. Я делал все это во имя государ­ственной необходимости.Маргарита. Ты умрешь сегодня также по государственной необходимости.
Король. Но государство — это я. ”
свернуть

6. Абсолютная монархия - эгоизм в абсолюте. Не, не эгоизм. Нарциссизм в абсолюте. Без монарха весь мир разрушится и бедные люди, все, их жизнь кончилась. К сожалению, цитаты были бы слишком большими, поэтому не включаю их в рецензию. Но в пьесе прямо эпизод разыгран на этом, очень мудро и витиевато.

7. Смерть. Общечеловеческое. Дикий страх смерти и желание “продолжить” жить — в памяти, в детях, в поступках, в искусстве, из-за философского камня или другой инновации, и тд. В абсолютной монархии - это абсолютный дикий страх смерти и нужность абсолютного увековечевание, чтоб всех других своей персоной затмить.

спойлер
“Король. Без меня?! Без меня люди будут смеяться. Они будут шутить и танцевать на моей могиле. Словно я никогда не сущест­вовал. Так нет же! Пусть обо мне помнят, пусть плачут. Пусть отчаиваются. Пускай увековечат мою память во всех исторических трудах. Пусть весь мир знает мою жизнь наизусть. Пусть все переживут ее вновь. Пускай у школьников не будет других пред­метов, кроме меня, моего царствования и моих мероприятий. Пусть сожгут все другие книги и разобьют все статуи. А мои изобра­жения воздвигнут на всех площадях. Мой портрет должен висеть во всех министерст­вах, во всех бухгалтериях, во всех больни­цах. Пусть дадут мое имя всем самолетам, кораблям и яхтам. Я хочу, чтобы все дру­гие короли, философы и поэты были забыты. Одно имя, одна фамилия для всего мира. Чтобы младенцы, учась говорить, называли мое имя: Бе-бе. Бе-ран-же. Чтобы я был на иконах, на миллионах крестов во всех хра­мах. Пусть служат мне мессы. Пусть я буду причастием. Пусть извивы рек в долинах образуют мой профиль. Пусть меня все име­нуют, упрашивают, умоляют...
Мария. И быть может, ты возвратишься. Король. Может быть, я возвращусь. Пусть сохранят во дворце мое тело нетленным.
свернуть

И готов на абсолютно все…

“О солнце! Помоги мне! Проникни в меня. Войди в мое тело, в мои глаза. Зажги вновь в них гаснущий свет. Защити меня. Если тебе нужна взамен жертва, сожги и уничтожь всю земную планету. Пусть все умрут, лишь бы я жил вечно. Один. В безграничной пустыне. Уж я как-нибудь справлюсь с одиночеством.”

8. Абсолютная монархия. ...а еще присвоение заслуг абсолютно всех и вся на себя любимого. В том числе и заслуги природы.
9. Смерть. Осознав смертность, наконец-то видишь смысл и наслаждение в самых простых вещах.
10. Абсолютная монархия. Весь смысл этой затеи и зачем… (Начинается с цитаты "он был могуч" и там опять же целый эпизод).
11. Абсолютная монархия. И как часто бывает… абсолютная некомпетенция и дремучесть.
Хотела добавить цитату, но решила промолчать. Слишком много их тут уже. Но если кому интересно: начинается на "Джульетта: Он был могуч... и заканчивается на Мария: Территория была слишком пространна").
12. Правда. А на самом деле все это был абсолютным “ни о чем”, потому что после смерти… это окажется всего лишь пылью. Так же как и ты сам, потому что мир прекрасно продолжится без тебя.


“Тебе все еще кажется, что весь мир — это ты. Не беспокойся, ты уйдешь — мир останется. Все будет сохранено в памяти, но без воспоминаний”

Прекрасный конец. В точку.

Вердикт: очень рада, что познакомилась и с пьесой, и с жанром. Спасибо большее nika_8 за совет. Будет теперь у меня кубик-рубик для досуга.

Комментарии


Очень рада, что ты прочитала эту пьесу и даже оценила на высший балл!) Рецензия прекрасная и тонкая. Ты так много в ней охватила, что закончив её читать, хочется начать читать сначала)

Сама пьеса напоминает жанр компьютерных игр roguelite.

Отличное сравнение. Помню, что я тоже подумала, что эту пьесу хорошо бы перечитать. Повторное чтение должно завести в новые “комнатки” смысла.

Абсолютная монархия ведет к абсолютному краху.

Да. Это в пьесе хорошо передано... Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно. Вспомнилось.

А точнее ментальная гимнастика и рационализация / перевертывание смыслов, потому что человеку всегда хочется видеть себя “хорошим”, даже если он самый ужасный монстр.

В точку.

В некоторой мере напомнило мне сериал The Great про как-бы Екатерину, но на самом деле нет (тоже, кстати, началась как пьеса! а сериал - адаптация),

Я смотрела несколько эпизодов первого сезона этого сериала как бы про Екатерину) Они меня чем-то привлекли и подкупили) Необычно и смело... Ты мне напомнила, что надо как-нибудь досмотреть сериал.

Мне нравится минималистичное построение пьес у Ионеско, по крайней мере, тех, что я читала. В его пьесе Эжен Ионеско - Урок вообще всего три персонажа.

Спасибо за отличную рецензию, Рокси!


Очень рада, что ты прочитала эту пьесу и даже оценила на высший балл!) Рецензия прекрасная и тонкая. Ты так много в ней охватила, что закончив её читать, хочется начать читать сначала)

Спасибо, Ника, за такие добрые слова! Очень-очень приятно)

Отличное сравнение. Помню, что я тоже подумала, что эту пьесу хорошо бы перечитать. Повторное чтение должно завести в новые “комнатки” смысла.

Знаешь, эта пьеса, которую наверное еще нужно читать рядом с дневником, чтобы записывать всю маргиналию сразу туда. И самое интересное - ее можно сразу же перечитывать, наслаждение будет то же, то есть перерыв можно пропустить. Да и после перерыва тоже будет хорошо прочитать, но свои заметки и мысли становятся очень важными, чтобы проследить путь раскрытия пьесы.

Я смотрела несколько эпизодов первого сезона этого сериала как бы про Екатерину) Они меня чем-то привлекли и подкупили) Необычно и смело... Ты мне напомнила, что надо как-нибудь досмотреть сериал.

Обязательно досмотри. Этот сериал шедеврален, но, к сожалению, его отменили после третьего сезона - стриминги оборзели в последнее время :( Сериал, кстати, был вдохновлен пьесой. Мне кажется, в сериале чувствуются эти нотки абсурдизма-минимализма, потому что это совсем не историческая проза и подсвечивает прям так сильно и карикатурно вполне реальные феномены. Тоже этакий кубик-рубик и rougelite.

Мне нравится минималистичное построение пьес у Ионеско, по крайней мере, тех, что я читала. В его пьесе Эжен Ионеско - Урок вообще всего три персонажа.

Я после написания рецензии полезла в его биографию. Поняла, что свой человек, поэтому читать дальше буду) И если когда-нибудь увижу афишу на его пьесы, обязательно попробую достать билеты и посмотреть, как же его могут на сцену переносить - это, наверное, очень интересно и сложно сделать тоже.

Спасибо за отличную рецензию, Рокси!

Спасибо за совет и за то, что заглянула. Вряд ли бы она мне попала бы в руки/на глаза, если бы ты не посоветовала. Но думаю и эта пьеса, и последующие знакомства с писателем действительно обогатят меня как человека)