Больше рецензий

26 июня 2014 г. 00:43

108

5

Летающий человек Александра Беляева.

картинка MadhaviSarasvati

Я родилась уже на закате советского периода, посему популярную литературу тех лет я не могу назвать литературой моего детства. К чтению Александра Беляева я впервые приступила уже во взрослом и достаточно сознательного возрасте, и не могу сказать, что что-либо в связи с этим потеряла. Наверняка, столь романтические произведения как "Ариэль" и "Человек-амфибия" вызвали бы в душе подростка сполохи эмоций и переживаний, но для меня и сегодня эти романы представляют крайне увлекательное чтение, прочувствованное и сподвигающее на размышления.
Идея человека, способного летать — это воплощение коллективной мечты человечества, лелеемой тысячелетиями. Претворенное в жизнь стремление превзойти собственную природу, взмыть над земной твердью, почувствовав безграничную свободу и гармонию с миром.
Один из ценнейших источников древней мудрости — Бхагавад-гита сравнивает человека с перевёрнутым деревом, корни которого растут сверху, из неба. В Древнем Египте считалось, что человек заключает в себе два противоположных начала. Земное, соответствующее физическому телу — "хат" — это рыба, плывущая в материальной пространстве земной жизни. И небесное — птица, "ба" — бессмертная душа. В "Текстах пирамид" говорится:

Даю тебе силу,
чтобы ты мог улететь,
чтобы мог подняться к небу
и стать сияющей звездой на Востоке.


Именно эта птица-"ба" с древних времен и по наши дни, чувствуя зов родной стихии, пробуждает в человеке мечты о том, чтобы взмыть ввысь, устремляясь к своим истокам.
"Ариэль" как раз и воплощает собой эту идею. А заодно предлагает нам поразмыслить над тем, как бы мы смогли распорядиться чудесным даром летать, и чем бы этот дар мог обернуться в нашем земном, материальной мире.
Помимо того, что Ариэль отображает собой образ борца за свободу и сверхчеловека, вознесшегося над собственной природой, он предстает перед нами одиноким воином, пытающимся противостоять корысти и человеческим слабостям, провозглашая торжество духа над земными пороками.
Что же натолкнуло самого Беляева на написание данного произведения, неизбежно побуждающего к размышлениям о роли божественного в мироустройстве? Любопытно, что Беляев, будучи сыном православного священника и окончив по настоянию отца духовную семинарию, вышел оттуда убежденным атеистом и наперекор родителям поступил в юридический лицей. Отголоски того периода прослеживаются в сцене, где Ариэль, называя вещи своими именами, надругался над чувствами верующих, приписав свою сверхъестественную способность цирковому искусству. Но не все так просто, как может показаться на первый взгляд. В душевных метаниях священника, сомневающегося в собственной вере

А если он не верит в возможность чуда, то, значит, не верит и в бога?

могут быть отражены и размышления самого автора. Ведь человек, из под чьего пера вышла такая книга, не может не верить в чудо, а, следовательно, как же он может не верить в Бога?
Существует и достаточно прозаическое, хоть и печальное объяснение, почему мечты о полете вызывали отклик в душе писателя. Шесть долгих лет Беляев провел в больничной постели, будучи прикованным к ней тяжелым недугом, осложнившимся параличом ног. Его мысли о преодолении земного тяготения — это стремление духа, пытающегося вознестись над немощью тела, сбросить с себя оковы и подобно Ихтиандру погрузиться в безграничную синеву океана или как Ариэль устремиться в необъятную звездную высь.
Мне очень жаль, что по романам Беляева до сих пор не существует ни одной достойной экранизации. По-моему, его произведения — просто кладезь увлекательных сценариев для изживающего себя современного популярного кинематографа.
Подводя итоги, хочется сказать: "Читайте!" Читайте Беляева вне зависимости от возраста, поскольку подобные творения человеческого гения не дают нам закостенеть, окончательно заземлиться и подобно рыбе нырнуть с головой в пучину материальных забот. Благодаря им мы чувствуем взмахи крыльев нашей души, стремящейся ввысь к собственной утраченной родине.