Больше рецензий

15 ноября 2023 г. 14:44

393

3.5 Баудолино

Итак, четвертый роман мастера Умберто Эко. Даже не мастера, а маэстро (он же итальянец, да и мы не должны оконфузиться перед лингвистическим гением Баудолино).
Действие происходит в средневековой Европе (и за ее границами) на грани 12-13 веков. Главный герой, Баудолино, оказывается в разграбляемом Константинополе во времена четвертого крестового похода, в главном его соборе Святой Софии, спасая волею случая византийского логофета Никиту. В дальнейшем, вы конечно догадаетесь, что Никита - это реальная историческая личность, летописец Никита Хониат, а если и не догадаетесь, то так даже и интересней, хотя маэстро Умберто будет вами недоволен.
В романе огромное кол-во реальных исторических личностей, некоторые указаны прямо, некоторые завуалированы, так что читать книгу, прилично зная история тех времен - отдельное удовольствие. Автор ни сколько не искажает исторические факты, но вот их интерпретация заслуживает отдельного разговора.
В начале о Баудолино известно только то, что он мужчина, в летах (за шестьдесят), латинянин, т.е. родом из тех мест, откуда прибыли на берега Босфора захватчики. Он выводит своего спасенного спутника в безопасное место, попутно рассказывая историю своей жизни. Вот эта история и есть основной сюжет романа.
В отличие от первых произведений автора это написано в явном авантюрном ключе, вам не приходится продираться через огромные массы исторических описаний, философствования, серьезных религиозных диспутов. Т.е. на одну страницу действия не приходиться пятьдесят страниц рассуждения о данном действии.
Повествование в книге делится на две части. Первая часть - история происходящая в Европе (северная Италия, Франция), основу которой мы помним из школьных учебников, за исключением того, что наш главный герой Баудолино приложил руку к практически всем главным историческим событиям того времени. Вторая часть - поиски неведомого царства пресвитера Иоанна.
И если первая часть довольно ожидаема от автора, входит в канву его писательского стиля и согласуется с предыдущими его произведениями, то вторая это нечто...
Исхиаподы, блегмы, паноции, великаны, единороги, евнухи, псоглавцы, загадочная Абхазия, где всегда ночь - и главное, вживаешься в написанное и начинаешь верить. На самом деле возможно же, что все эти, мистические для нас создания, действительно жили в то время, а потом просто исчезли как динозавры и мамонты. (Исчезли, правда, не все, евнухи остались. Лучше бы, конечно, остались единороги, но, что есть, то есть). Или их всех перебили белые гунны, а потом сами вымерли от ужаса содеянного.
Детальность описания предметов, да и всего происходящего поражает. Еще долго вы будете вспоминать тех мертвецов в крипте, обрывки кожи, кости, зубы, бррр...
Любимый герой - это конечно же Абдул, один из развеселой компании Баудолино. Прекрасен в вечном поиске своей призрачной возлюбленной. Особо опасен при игре на музыкальных инструментах.
В итоге получился роман, которого ты и ждешь от Умберто Эко, но маэстро все же смог привнести в него некую мифическую составляющую и авантюрность.