Больше рецензий

23 июня 2014 г. 22:25

894

3.5

К такому жизнь меня не готовила!
Сестра shilikova . Путь Преодоления, архив выхухолей.

И расступились в стене дождя сборщики клубники на полях дачных, ибо прочли они в моих глазах знание сокровенное, дождем не смытое и не попранное. Ибо дочитала я Дюну, сагу великую, эпос пространный (где-то здесь должен был быть победный клич народов прерий).

Практически месяц чтений, шесть романов и та самая ситуация, когда чтение подряд - правильный вариант, главное уловить стиль и формат истории. Структура романов Фрэнка Герберта такова, что после перерыва даже в несколько дней мне приходилось по крупицам напоминать себе, что куда и зачем. Плюс между действием в той или иной части порой проходят не то что века, тысячелетия, обработка данных которых также ложится на плечи читателя. Но, повторюсь, если читать единым массивом, то линия повествования складывается ровно, одна история безболезненно переходит в другую. Хотя чего греха таить, есть и своя простота: набор действующих лиц если и претерпевает изменения, то в большинстве случаев это делается локально и своевременно с простором для адаптации читателя. А где-то и вовсе не меняется, и тут нам радость и беда в одном флаконе, но об этом чуть позже.

Начиналось мое чтение Дюны с мысли, что я читаю про войну наркокартелей когда-то давно, в далекой-далекой Галактике, что-то пошло не так, ой не так (и тут где-то даже замешан сифилис). Потому что окажемся мы с первых страниц в мире хоть и похожем в чем-то скандалами-интригами-расследованиями, но тут наше время это как бы совсем трухлявые времена (где был Император Гитлер, Винсент-художник и великие империи без прибамбасов), а тут уже и своего рода восстание машин позади, и религия переработана, и чего только не возникло на пустом и не очень месте. Поэтому, читатель, вот тебе мир, вот тебе глоссарий, поехали. Что называется, не маленький, сам прожуешь.

Старт был задан экологическим романом, совмещенным с феодальной войной во имя наркотиков, а дальше цикл постепенно перерос в эпичное и масштабное полотно, в котором воедино сплелись экология, религия, политика, война, наука и мистика. Каждая книга цикла о чем-то совсем своем, но все вместе романы Дюны - это эдакая семейная сага нестандартного формата, где есть мальчик, который выжил, еретики и великая любовь, шлюхи и ведьмы, альфа-самец и мастер боя, перерождение и память предков, броские трико и непобедимые из непобедимых. У Герберта отлично получилась часть по душу экологии, разрушения планет, мутации природы во имя необходимости человека и вопреки ей. Сюда же часть про генетиков, противостояние великих родов, судьбу Пауля (того самого мальчика, которому не фортануло стать объектом экспериментов слишком умных тёть), сюда же мощная составляющая в лице религиозного направления (тут душа периодически пела и плясала от микса и задумки на основе реально существующих учений, а при появлении иудеев так вообще ушла в пространный восторг. И это без отрыва от темы трико, да!). Все хорошо в направлении политических интриг, козней и слетания с катушек на почве власти (привет, барон Вова), подчинения и манипулирования. Тут можно крутить все туда и сюда, рассматривая различные грани грядущего и былого огромного мира, потому что где-то всё знакомо, а где-то круто придумано, и пусть его, это постоянное озарение и вопли персонажей про себя "аха, я его/ее раскусила!".

Но, Каин. Как много разговоров, как много перерождения героев номер один в героев номер два. Здесь большой привет подсознанию, памяти Сестер, предзнанию и всей прочей спиритической комплектации, которая периодически наравне с бесконечными беседами так забивает повествование, что до оскомины. Разговоры. Перерождения. Разговоры. Перерождения. Все это в контексте попыток прописать красивые романтически линии формата "он оглянулся посмотреть, не оглянулась ли она...на тебе, да это же любовь!", переросшие в последних двух частях просто в апогей темы чувственности, сексуальности, битвы мозгов против тела и прочее (такой привет джедаям и ситхам в комплекте с монахинями и амазонками, такой привет...). Именно связка "диалоги - персонажи - отношения" сделали мое восприятие всех шести романов более чем неоднородным. Навскидку по порядку:

1. мальчик, который выжил ( Дюна ) - нормал
2. я вижу, следовательно, существую ( Мессия Дюны ) - вау, красота и просто вау
3. устами младенца глаголит истина ( Дети Дюны ) - очень даже нормал
4. история великого червя, где он был старше ее, она была хороша ( Бог-Император Дюны ) - шта?!
5. ведьмы и шлюхи ( Еретики Дюны ) - очень даже нормал
6. ведьмы против шлюх ( Капитул Дюны ) - автор, не надо так, мы же почти поладили

Персонажи - это отдельная эпопея эпопеи под названием Дюна. На фоне всего происходящего в рамках будних дней селекционеров и интриганов даже теряется тот факт, что женские персонажи в большинстве своем получаются у Герберта лишь за парой исключений совершенно одинаковыми. А так у нас почти каждая - это Бене Гессерит (там как будто каждый раб вселенной проходил учебу), каждый кто-то куда-то там видит назад в будущее, под конец все через один Атрейдес (снова привет будням селекционеров), пророк, великий мессия, еретик или святой. Про застрявшего в круге перерождений Дункана Айдахо (мастера спермы, мастера пафосных криков и номера один в списке "персонаж, которого слили") и его потомков я вообще молчу. Фрэнк, ты не поверишь, обычные персонажи без примочек тоже имеют свою ценность для повествования!

Один...*всхлипывает* хотя бы один...просто человечишка...

Но нет, у наших героев есть лишь выбор: быть просто богом или уж ладно, побыть кем-то поменьше калибром. Чтобы все ахали и хитро выкрикивали что-то типа "ащщщ!", угадывая в блеске твоих глаз великое (ВОТ ТАКОЕ) предназначение, в зависимости от которого тебе или будут поклоняться, или захотят устранить, или и то, и другое, и можно без хлеба.

И, вы понимаете, они не умирают. Точнее, умирают, но не умирают. Потому что можно собрать клетки трупа и в чане вырастить гхола. И разбудить его память (методика варьируется в зависимости от стадии процесса познания). Если ты полезный и очень надо - проснешься. Снова и снова будешь просыпаться. Если ты опасен и не полезен, как Алия, то прости, брат, не сложилось. И никаких тебе хитрых вариантов "по обочине". Воскрешение убиенных персонажей - это для меня дело на грани читерства, а тут все открытым текстом, глядя в глаза и пожимая плечами, мол, нуачо, все в рамках задумки, так надо. Надо так надо, но в какой-то момент мозги начинают уставать, что за каждым мальчиком кроется полководец, который уже и женщину познал, и ордена получил, а за каждой девочкой - строптивая мудрейшая-знающая.

Неудачные решения в плане персонажей Герберт, тем не менее, уверенно компенсирует трагизмом развязки той или иной части цикла. Тут нам и падение из окна, и покушение, и еще раз покушение, и пустыня, и самопожертвование, и жаркие страсти битв, в какой-то момент я уж было даже всхлипнула. Может за такой расстановкой трагедии в финалах и кроется нечистая на руку задумка пробудить в читателе желание обязательно узнать, что же будет дальше (а дальше все явно будет по-другому, это читается между строк), но мне вообще на это все равно, потому что описание эпизодов, расстановка фигур, действие...все четко, красиво и я почти слышу ноты музыки Ханса Циммера.

Как итог - привет Джорджу Мартину по части возраста юношества, укокошивания персонажей и пачки интриг. Не жалею, что прочла, потому что в отличной компании, когда-то давно мне даже рекомендовали, ну и классика жанра, что уж там. Дюна - это мир фантастических размеров, истории и развития. Горе от ума такое горе от ума, а наркотики - это все-таки наркотики. Ну и власть, куда же без нее, пьянящей и поглощающей, чтобы ни крылось за мотивами, чтобы ты себе там не придумал. Война и религия, сила и одержимость, судьба и история, коварные женщины и упертые мужчины, жестокость и ритуалы, смелость и дурачье, боль и пророчества, пески и вода, черви и волки, шайтан-бабы и герои не моего романа. Дюна, ах Дюна, ты была в душе моей этим летом, это было клевое курьезное путешествие, спасибо.

//прочитано во славу "Банды выхухолей" в июне "Долгой прогулки", бонус айнэнэнэ!

Ветка комментариев


ой, спасибо))
да, в отличной компании, да на даче самое то такое читать)