Больше рецензий

13 ноября 2023 г. 13:16

120

3.5 Пратчетт, писатель, мотивация и развитие чьих персонажей мне никогда не будут ясны.

Смерть — уже второй цикл Пратчетта, который я начинаю, а вопросы к автору всё те же.
  С одной стороны мне приятен и понятен юмор автора, устройство мира и его мораль, из книги в книгу меня цепляют определённые персонажи и их динамика, стиль повествования кажется мне уютным, а определённые сцены и вовсе до гениального прекрасными — так в чём же дело?
  А дело в той самой “другой“ стороне, представляющей из себя (для меня) не поддающееся логике или каким-либо предпосылкам поведение и развитие персонажей. Большую часть времени  чтения у меня возникало просто непреодолимое желание спросить: «Что?». Ведь каждые несколько страниц поведение главного героя Мора почему-то менялось, и менялось не в ту сторону, в которую можно было ожидать, учитывая представленные в книге внешние факторы. Что касается внутренних факторов, то если они и были, в книге о них не слишком-то и упоминается. И если в конкретно этой книге все эти изменения должны объяснять (что получается у них со скрипом) влияние Смерти на Мора, то неожиданные (если не сказать попросту “рандомные“) действия других персонажей (как в этой книге, так и в цикле Стражей) не объясняются ровно ничем. И именно это и является для меня крупной непонятной кляксой, портящей хорошее, почти тёплое отношение к остальной части книги (и книг). Для меня (так же, как и для персонажей!) важно постепенное, или хотя бы понятное развитие героев, обусловленное набором факторов, а не одним единственным фактором-оправданием и желанием автора, чтобы персонаж поступал так, а не иначе. Я же не против — пусть персонаж делает то, что угодно автору (в этом собственно и заключается смысл писательства), но пусть автор покажет почему персонаж это делает и что он сам об этом думает, как он это ощущает.
  Если же отбросить критерий плавности-развития-персонажей (которого мне не хватило ни в этой книге, ни в каком либо другом произведении Пратчетта, прочитанном мной), то книга больше, чем неплоха: и сюжет, и персонажи (опуская их непоследовательное развитие), и стиль повествование (ни единожды мною отмеченный)) — всё это складывается в приятную историю, знакомство с которой я, вероятно, продолжу, хотя и не сразу.
  Для самой себя я пришла к выводу, что чтение Пратчетта всё-таки приносит мне удовольствие и главное для меня —не перебарщивать с дозами этого ощущения, соблюдая должную дистанцию между книгами))